Жестокое обращение с детьми (насилие) – это любое действие (или бездействие) родителей или лиц, их замещающих, к ребенку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития. (Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ. Статья для всех видов жестокого обращения).
Виды жестокого обращения:
- Пренебрежение нуждами ребенка – оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи;
- Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие (виде действия или бездействия) на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Открытое неприятие, постоянная критика ребенка; игнорирование родителем (например, в виде молчаливой обиды); угрозы в адрес ребенка в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение родителями своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
- Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка; нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, пощечины. Сексуальное насилие – любые сексуальные контакты между взрослым и ребенком, между старшим ребенком и младшим, а также демонстрация ребенку порноизображений, порнофильмов. (Статья 132 УК РФ; статья 156 УК РФ. Статья для всех видов жестокого обращения).Насилие в семье взращивает в сознании ребенка чувства глубокой беспомощности и фрустрации. Картина мира, обусловленная инстинктом выживания, а не потребностью в значимом взрослом, искажается. Ребенок больше не может опираться на фигуру взрослого.
Последствиями могут быть:
- склонность к депрессии, как невозможность получить безопасность и принятие извне,
- повышенная агрессивность, как способов предотвратить нападки на границы личности,
- личность ребенка формируется вокруг идеи жертвенности.
Возможные признаки того, что ребенок подвергался жестокому обращению:
Из практики работы с детьми, имеющими в анамнезе факты жестокого обращения, следует отметить, что деструктивные отношения с родителями переносятся детьми на третьих лиц, так как выразить агрессию непосредственному насильнику подчас невозможно. С этим и надо обратиться к специалистам.
Рекомендации:
- Понимание, что жестокое обращение с ребенком влечет за собой правовую ответственность для любых лиц (родителей, приемных родителей, педагогов в учебных заведениях и пр.), в том числе уголовную (статья 156 УК РФ).
- Понимание, что ребенок, переживший насилие, нуждается в профессиональной помощи и поддержке из-за негативных долгосрочных последствий влияния на его жизнь, его личностное благополучие и благополучие в межличностных отношениях.
- Если случилось жестокое обращение с ребенком (вне дома или наказание родителей) довести до его сведения, что он ни в чем не виноват и вы на его стороне, что бы ни случилось.
- Создание безопасного пространство для ребенка. Включая реальное физическое пространство для уединения, где ребенку может быть хорошо, среди привычных, любимых вещей, куда никто без предупреждения не вторгается и ребенок может переживать чувство комфорта. Формировать согласованные способы взаимодействия. Для ребенка любого возраста важно, чтобы реакции взрослых были последовательны и предсказуемы. Важно предупреждать о действиях, выходящих за привычные рамки взаимодействия. Например, о непредвиденном вторжении в личное пространство (в случае помощи ребенку).
- В общении с ребенком:
- Основная задача шаг за шагом выстраивать доверительные отношения с ребенком, создавая атмосферу принятия и безопасности, какой бы интенсивности не захватывали чувства и переживания ребенка (гнева, обиды, отчаяния), взрослому важно продемонстрировать готовность принять их (я вижу, ты сейчас очень злишься), помочь с ними справиться (поговорить о них, обсудить ситуацию, в которой эти чувства родились), договориться на будущее, как давать знать о своих чувствах. Например, для маленьких детей, которым еще сложно говорить о своих чувствах, можно показать, как выразить их – топнуть ногой, сжать кулачки, поставив на пояс и покачать головой от негодования.
- Если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, пережил чувства беспомощности и беззащитности, обсудите с ним этот эпизод и найдите оптимальные стратегии самозащиты на будущее.
- Обсудите с ребенком, в зависимости от возраста, тему личных границ, что есть разные зоны интимности, возможности телесного контакта, например, дружеские объятия, прикосновения, степень обнаженности в присутствии знакомых и незнакомых и т.д.
- Если вам сложно разговаривать на темы сексуальности, найдите другого человека в семье, к которому ребенок чувствует особую симпатию и может спокойно поговорить на любую тему;
- Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины.
- Если вы понимаете, что в опыте ребенка было жестокое обращение, вам необходимо проконсультироваться у специалистов – психологов/психотерапевтов, возможно, вашему ребенку и/или вашей семье понадобится психотерапевтическое сопровождение, направленное на коррекцию стереотипов взаимодействия, связанных с травматическим опытом ребенка. Основные стратегии – укрепление привязанности с приемными родителями, регуляция поведения, работа с самовосприятием, самооценкой.