Ситуация «Конфликт в образовательной организации (школа, детский сад, кружки, секции и т.п.)»
Ребенку трудно приспособиться к новому месту. Долгое время его потребности в любви, близости, доверии, внимании были не удовлетворены. В результате он часто привлекает к себе внимание негативными способами. По-другому он просто не умеет. У него нет опыта безопасных доверительных отношений, он не умеет и боится любить и дружить. Другие дети и даже взрослые не готовы принять ребенка с такими особенностями и пытаются прогнать его из своего коллектива. Такой ребенок становится «неудобным» для взрослых и детей.
Рекомендации:
- Выслушайте и поддержите ребенка.
- Посетите школу, детский сад. Обсудите с классным руководителем (воспитателем, педагогом) сложившуюся ситуацию.
- Выясните, какие пути решения проблемы может предложить школа, детский сад, каких специалистов (психолога, социального педагога и др.) они могут подключить для решения этой проблемы.
- После посещения школы, детского сада, обсудите с ребенком, причины сложившейся ситуации.
- Если конфликты внутри образовательного учреждения не прекращаются, обратитесь в организации поддержки семьи и детства за профессиональной помощью и поддержкой специалистов.
- Найдите для ребенка сообщество по интересам, с целью проявления своих качеств и проявления себя в школе, детском саду.
Ситуация «Ребенок прогуливает школу»
Рекомендации:
- Выслушайте внимательно ребенка, независимо от того, сколько ему лет, и постарайтесь понять причину его поведения. Обратитесь к своему опыту взросления, вспомнив, почему вы или ваши друзья, когда то, прогуливали школу.
- Попытайтесь понять, что именно движет ребенком в данный период времени. Не является ли нежелание идти в школу, отражением проблемной ситуации: конфликта с учителем, взаимоотношений с одноклассниками и др.
- Постарайтесь узнать интересы ребенка. Возьмите за правило интересоваться его делами, главное – слушайте и запоминайте, что говорит ребенок. Отвечайте на все возникающие у него вопросы.
- Пригласите ребенка к совместному поиску решений. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
- Расскажите ребенку о своем эмоциональном состоянии и почему вы волнуетесь.
- Установите доверительные отношения с классным руководителем для своевременного контакта.
- Будьте готовы к тому, что возможно придется прибегать к более активным действиям – сопровождать ребенка в школу, присутствовать на уроках.
- Сохраняйте эмоциональное равновесие в любой ситуации.
- Если ваши действия не принесли результат, обратитесь за помощью к специалисту-психологу.
Ситуация «Ребенок не хочет учиться»
Рекомендации:
- Постарайтесь выяснить, что стоит за нежеланием ребенка учиться. Это могут быть пробелы в знаниях школьной программы, педагогическая запущенность, а могут быть и особенности развития ребенка. Для прояснения образовательных потребностей ребенка обратитесь к специалистам: психологу, дефектологу, нейропсихологу и др. Они проведут психолого-педагогическую диагностику и дадут рекомендации по выстраиванию обучения ребенка. Если ребенку необходима другая программа обучения, специалисты порекомендуют пройти Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК).
- Проясните область интересов ребенка и постарайтесь найти им применение в школе.
- Создайте все условия для развития способностей ребенка в альтернативной среде. Обретя уверенность и успешность в каком-то деле (спорт, танцы, рисование), ребенок может обрести мотивацию для достижения успехов в учебе.
- Объясните на личном примере, зачем ребенку учиться. Расскажите, как знания помогли вам поступить в институт и продвинуться по карьерной лестнице, получать хорошую зарплату и пользоваться авторитетом среди множества коллег.
- Постарайтесь справляться с эмоциями гнева и страха, которые часто испытывают родители в таких ситуациях. Образование важно, но оно не сделает вашего ребенка счастливым. Найдите, совместно с ребенком, правильное решение.
- Положительно оценивайте начинания ребенка, хвалите и поддерживайте его.
Ситуация «Трудности в обучении»
Рекомендации:
- Соблюдайте режим дня, который лучше составить вместе с ребенком, учитывая его возраст и индивидуальные особенности (нервной системы, темперамента, биологических часов и др.).
- Обратитесь в ЦМПК (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия) для определения образовательного маршрута обучения в соответствии с возможностями ребенка.
- Предъявляйте к ребенку требования с учетом выбранного образовательного маршрута.
- Привлекайте специалистов (дефектолог, нейропсихолог, психолог) для осуществления коррекционной поддержки образовательного процесса.
- Наберитесь терпения, не делайте за ребенка домашнее задание, а помогите ему разобраться в том, что он не понимает.
- Если ребенок допустил ошибку при выполнении домашнего задания, попросите его найти эту ошибку, если он затрудняется, намекните, где эта ошибка находится, важно чтобы он это сделал сам, пусть и с вашей помощью.
- Определите с другими членами семьи единые требования к ребенку.
- Уважайте личность ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
- Не скупитесь на похвалу, если ребенок, пусть и с большим трудом, достиг определенных успехов.
- Постарайтесь наладить доброжелательные отношения с классным руководителем и с учителем, предмет которого дается ребенку с трудом, совместными усилиями можно добиться больших результатов.
- Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть взлеты и падения, и «топтание» на месте.
- Придерживайтесь определенной последовательности и систематичности, чтобы добиться результатов.
- Создайте все условия для развития способностей ребенка, используйте ресурс дополнительного образования.
- Помните, ваш ребенок не должен обязательно быть великим ученым, юристом, лингвистом, врачом и т.д, возможно он будет хорошим автослесарем или электриком, и углубленное изучение иностранного языка или математики для него не обязательно.
Ситуация «Ребенок и компьютер»
У многих взрослых, воспитывающих детей, тема «ребенок и компьютер» вызывает обеспокоенность. С приходом ребенка в семью установите вместе с ним правила пользования компьютером.
Эти правила могут включать в себя:
- сколько раз в день, и на какой промежуток времени можно садиться за компьютер;
- с какой целью ребенок садится за компьютер: игра или поиск познавательной информации;
- обсудите систему поощрений и санкций, что будет, если ребенок выполняет все правила и какие могут быть «санкции», если он не соблюдает правила;
- осуществление доверительного контроля.
Рекомендации:
- Проявляйте интерес к тому, чем занят ребенок во время использования компьютера.
- Акцентируйте внимание ребенка на то, что компьютер можно использовать не только как инструмент для развлечения, но и как инструменты для получения необходимых знаний и выполнения работ.
- Стремитесь понять принцип игр, в которые играет ребенок, с целью иметь возможность корректировать мировоззрение ребенка учитывая его интерес к определенной тематике.
- Подберите для ребенка увлечение в виде поддержки в реальном мире (компьютерные игры-стрелялки можно заменить совместной игрой в пейнтбол, в снежки, летом стрельбой из водяного пистолета. Ребенка, увлекающегося «космическими войнами», можно увлечь походом на программы, представленные в планетарии. Тем детям, которые любят «бродилки», можно предложить участие в квесте). Кроме того, что это отвлечет ребенка от компьютера, это еще позволит провести родителю и ребенку совместный досуг, что объединяет и сближает.
- Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на просьбу оторваться от компьютера. Если он делает это легко и идет выполнять ваше поручение, или просто заканчивает игру, скорее всего, компьютер для него – форма досуга. Если он раздражается, злится из-за необходимости оставить компьютер, спорит с вами и активно протестует и так происходит каждый раз, это может быть индикатором формирующейся зависимости. В этом случае лучше обратиться к психологу.