РЦСУ «Спутник»Ольга Черникова, Татьяна Соболева. «Один дома». Что учесть и как подготовиться, если вам необходимо оставить ребенка одного дома. Рекомендации психологов  | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ольга Черникова, Татьяна Соболева. «Один дома». Что учесть и как подготовиться, если вам необходимо оставить ребенка одного дома. Рекомендации психологов 

Автор:  Соболева Татьяна Викторовна, Черникова Ольга Анатольевна

Наверняка все смотрели комедийный фильм «Один дома», в котором мальчик Кевин ловко обходится без родителей в течение какого-то периода времени, покупает самостоятельно себе еду, ориентируется в городе, да еще и ловит двух преступников. Фильм может вызывать не только смех, но и грусть, так как ребенка забывают собственные родители, и ему приходится буквально выживать. Такая небрежность по отношению к детям недопустима!

В  период вынужденного карантина, когда дети переходят на дистанционное обучение и постоянное нахождение дома, а родителям приходится иногда отлучаться на работу, у заботливых и ответственных родителей возникают естественные вопросы: «С кем же оставить ребенка?», «Сможет ли он посидеть дома один?», «Сколько он (она) сможет посидеть?», «С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома без угрозы для его жизни и здоровья?», «Сможет ли он справиться с неожиданно-обрушившейся на него самостоятельностью, а родитель с собственным волнением по поводу ребенка?».

Вопросы непростые, и на них хорошо бы получить ответы до того, как вам пришлось оставить ребенка дома одного. Психологи Ресурсного центра семейного устройства «Спутник» ДТСЗН Москвы Татьяна Соболева и Ольга Черникова подготовили рекомендации о том, что нужно предусмотреть, чтобы максимально обезопасить ребенка, который остается один дома.

Что учитываем заранее?

Начнем с  законодательства РФ и критериев, прописанных в нем. В УК РФ есть статья 125, в которой говорится о заведомом оставлении без помощи определенных лиц, в том числе и ребенка. «Ребенок» по Семейному кодексу РФ это человек, не достигший 18 лет, а «малолетний» по Гражданскому кодексу РФ – это ребенок, не достигший 14 лет. И родитель по Конституции РФ обязан заботиться о ребенке. Приведем саму статью:

Статья 125 УК РФ.  Оставление в опасности. «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».

То есть оставлять одних малолетних и детей до 18 лет с точки зрения законодательства вроде бы можно, но не создавая никаких угроз их жизни и здоровью, в том числе и психическому.

Но дети могут быть разного возраста, различаться по физическому и психическому развитию. Поэтому родителю нужно с точностью до 100% понимать и чувствовать:  будет ли его ребенок физически или интеллектуально беспомощен без него или нет – иначе родителю придется отвечать за свои действия перед законом.

По каким критериям  родитель должен принимать  решение? Если старшие дети чаще всего уже сами все понимают, и можно ограничиться самыми общими инструкциями (дверь никому не открывать, еда там-то, созвон во столько-то), то с ребенком от 7 до 13 лет сложнее. Наши рекомендации – в основном для родителей таких детей. Детей младше семи лет оставлять одних ни в коем случае не рекомендуется! Категорически запрещается оставлять детей одних в обстоятельствах, которые могут повлечь угрозу жизни ребёнка.

Итак, для ребенка от 7 до 13 лет важно: у ребенка как минимум должны быть сформированы базовые бытовые  навыки и навыки безопасной среды в том месте, где он живет. Все очень индивидуально и зависит от возраста и развития ребенка.

Если для присмотра за ребенком в ситуации карантина ну совсем нельзя взять отпуск, больничный, договориться с бабушкой, няней и т.д., то родителям важно ориентироваться на  ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ принципы:

  1. НИКОГДА нельзя оставлять дома одних детей-инвалидов с трудностями опорно-двигательного аппарата и ментальными расстройствами (психические нарушения в острой фазе, средняя и тяжелая форма умственной отсталости, легкая степень с несформированными бытовыми навыками). А также детей-инвалидов, которым необходимо регулярно принимать те или иные лекарственные препараты в течение дня, в период приема препарата.
  2. С ребенком надо ДОГОВОРИТЬСЯ о том, что он останется на какое-то время один, и он, в целом, должен представлять себе этот период, его начало и окончание.
  3. Взрослые должны создать дома БЕЗОПАСНУЮ для жизни и здоровья ребенка обстановку. Особенно это важно для малолетних. Должны быть убраны в надежное место под замок все лекарственные препараты, острые предметы, химические средства, окна закрыты на неоткрывающиеся замки и т.д.
  4. Нужна договоренность о РЕГУЛЯРНОМ СОЗВОНЕ с родителем. Номера родителей, родственников и экстренных служб лучше продублировать на листе бумаги и прикрепить его на видном месте, даже если они уже есть у него в телефоне. Длительность периода между звонками прямо пропорциональна возрасту ребенка и его психической зрелости – чем более ребенок ответственный и способен выполнять инструкции родителей, тем реже может быть обязательный звонок.
  5. Эмоциональное состояние ребенка обязательно должно учитываться при принятии решения. Если ребенок сильно волнуется, боится или противится оставаться один, то оставлять его нельзя!
  6. Надо договориться со знакомыми людьми о том, что они при необходимости срочно подойдут к месту нахождения ребенка, если родитель вдруг не успевает по звонку ребенка вернуться домой, например, с работы. Ребенок должен уметь самостоятельно открывать и закрывать дверь ключом, чтобы выбраться из квартиры в случае непредвиденных аварийных ситуаций.
  7. Надо провести «курс молодого бойца» и заранее обучить ребенка самым необходимым вещам.

«Курс молодого бойца» или конкретная подготовка

Обязательно нужно подготовиться к тому, что ребенок останется дома один. Если ранее он никогда не оставался один, то придется посвятить его обучению несколько дней. Чему учим?

  1. Как и в каких ситуациях связаться со взрослыми.

Взрослые обязательно должны быть на связи с ребенком.  Ситуации, в которых ребенку может потребоваться помощь или поддержка могут быть самые разные: что-то случилось, например, разбилась тарелка или на скатерть опрокинулась чашка с соком, ребенок загрустил, испугался, забыл ту или иную инструкцию или захотел похвастаться своими успехами,  а возможно, кто-то звонит в дверь.  Ребенок должен знать, что он может обратиться за помощью в любой ситуации. Стоит проверить, чтобы мобильник был полностью заряжен, и зарядка лежала на видном месте, если нет стационарного телефона.

На связи могут быть не только родители. Это может быть бабушка или дедушка, тетя, двоюродный брат или ваша близкая подруга. Важно, чтобы взрослый был в курсе того, что может потребоваться его помощь, и был осведомлен о тех указаниях и правилах нахождения дома, которые вы дали ребенку. Это может потребоваться, если ваша деятельность не позволяет в любой момент ответить на телефонный звонок или смс.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были не только ваши контакты (номер телефона, электронная почта, другие социальные ресурсы), но и контакты других взрослых, которые могут быть с ним на связи. Важно, чтобы в этом списке были только те взрослые, которым вы доверяете, а у ребенка с ними хороший контакт.

При необходимости можно назначить «старшего по звонкам», например: «Сегодня до обеда мама будет занята и не сможет отвечать на твои звонки, поэтому ты звонишь папе, он целый день на связи, а я с тобой свяжусь, как только закончу свои дела. А еще лучше написать записку с напоминанием: «Сегодня надо звонить папе!» или «Сегодня бабушка старший взрослый, все вопросы к ней!».

  1. Как разогреть еду.

Это обязательно случится, ваш ребенок проголодается и ему придется приготовить или разогреть себе еду. Наверное, он сможет сделать себе бутерброд или вы научили его делать яичницу.  А возможно, он в свои 10 лет уже может приготовить ужин на всю семью. Именно это надо учитывать, решая вопрос еды. 

Если у ребенка нет навыков готовки, надо заранее приготовить всю еду, чтобы он мог просто разогреть себе завтрак или обед и что-то съесть в качестве перекуса. Причем использования  газовой или электрической плиты  лучше избежать: нужно перекрыть газ, включить защиту от детей и дать ребенку  инструкцию, каким способом организовать себе питание. Можно воспользоваться микроволновкой, тогда еду желательно разложить в емкости,  которые можно помещать в микроволновую печь, возможно, еда будет находиться в термосе, мультиварке или вы придумаете другой безопасный способ.  

  1. Что делать, если в дверь звонят?

Вопрос безопасности с ребенком должен обсуждаться постоянно в доступной возрастной форме. Как с этим обстоят дела в вашей семье? Есть много литературы, в которой описано, как правильно объяснить ребенку, почему нельзя открывать дверь чужим людям. Можно пользоваться примерами из жизни. В любом случае у ребенка должны быть об этом определенные знания.

Но сейчас должно работать только одно правило – открывать дверь нельзя никому!!! У взрослых членов семьи должны быть свои ключи. Ребенку необходимо оставить ключи от квартиры, на случай чрезвычайных обстоятельств, таких как пожар, например. Но ключи должны лежать в специальном месте, где будет находиться и записка-напоминание о том, что надо обязательно позвонить взрослым, если в дверь кто-то звонит!

Постарайтесь не напугать ребенка заранее своими наставлениями и свалившейся на него ответственностью. Помните, что большая часть ответственности лежит на вас, а у вашего ребенка только идет процесс формирования этой черты личности. Поэтому в процессе подготовки важно объяснить ребенку, что он в любой момент может попросить совета и поддержки. Его задача просто выполнить все инструкции и правила.

При подготовке ребенка к самостоятельному пребыванию дома не сдерживайте свою фантазию и креативность. Сделайте это интересным мероприятием. Это поможет снизить у ребенка тревогу и доставит вам совместное удовольствие. Для детей младшего возраста можно написать яркие инструкции и разместить их рядом с холодильником, приклеить на контейнер с едой, термос или рядом с микроволновкой. На входную дверь можно наклеить смайлик, который напомнит ему о том, что дверь никому открывать нельзя и надо позвонить маме. Позаботьтесь о том, чем будет занят ребенок, придумайте вместе интересные задания для него, составьте расписание, нарисуйте его и повесьте на видном месте, поставьте напоминалки на телефоне.

Не пожалейте времени на всё вышеперечисленное, не думайте, что это излишняя опека. Напротив, такая подготовка будет для него хорошим ресурсом и даст возможность получить положительный и безопасный опыт самостоятельности.

Продумайте и подготовьте всё заранее, и тогда ваш ребенок сможет спокойно, без страха и неуверенности, находиться дома один в течение определенного (по возможности всё же небольшого) времени.

Опубликовано 06.04.2020

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения