Семейное устройство в России проходит свое становление – от хаотичного и бессистемного действия к выстроенному и контролируемому процессу.
Для наиболее эффективного подбора семьи конкретному ребенку в детском доме №19 еще в 90-е годы была разработана форма «Запроса на устройство ребенка в семью» (далее – запрос). Запрос заполнялся командой специалистов, работающих с ребенком: воспитатель, психолог, социальный работник, медицинский работник – и максимально подробно описывал социальный статус, состояние здоровья, эмоциональные и интеллектуальные особенности ребенка. Этот документ использовался внутри учреждения и из службы реабилитации направлялся в службу семейного устройства, где работали специалисты, занимающиеся поиском и подбором семей.
.В 2016 году была предпринята попытка распространить этот опыт на ЦССВ города Москвы. Запрос доработали, расширили методическую часть, связанную с рекомендациями относительно подбора семьи.
Запрос был доработан с расчетом на устройство детей школьного возраста и особенно подростков, т.к. дополнительные усилия по семейному устройству необходимы именно для этой категории детей. В то же время дети младшего возраста (до трех лет), которых нетрудно устроить, также нуждаются в грамотном подборе семьи. Для этой категории детей, а также для детей с ОВЗ была разработана альтернативная форма запроса.
В настоящее время запросами пользуются в Ресурсном центре «Спутник» и ряде других учреждений г.Москвы.
Запрос подается из службы реабилитации в службу семейного устройства ЦССВ, в ШПР (как ШПР учреждения, так и в другие ШПР г.Москвы), в опеку, а также используется в работе с кандидатами для разъяснения им особенностей ребенка.
ЗАПРОС НА УСТРОЙСТВО РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
Дата составления:_________________
ФИО или код ребенка (для информации, которая может поступить в места общего пользования – ШПР, опеку. Рекомендуемый код – 3 буквы ФИО и дата рождения).
Пол: м / ж
Социальный статус (сирота / ОБПР / без статуса, согласие родителей, лишение родительских прав, смерть родителей):____________________________________________________________________
Здоровье (коды и расшифровка диагнозов):____________________________________________
Родственники (мать, отец, братья/сестры, другие родственники – годы рождения, где проживают (город), без указания конкретных адресов и фамилий:____________________________________
Взаимодействие с кровными родственниками (если есть, какой характер носит, как воспринимается ребенком):___________________________________________________________________
Перспектива возврата в кровную семью (если нет перспективы, то обосновать):____________
Перемещения в течение жизни (учреждения, семьи и т.д.):____________________________
Желание ребенка жить в замещающей семье: выражает/не выражает (пояснить):_______
Индивидуальные особенности и эмоциональное развитие (рекомендовано включить следующую информацию):
- индивидуальные особенности и эмоциональное развитие (темперамент, интересы, тревожность, агрессия, демонстративность, внешний/внутренний локус контроля, как справляется со стрессами, мотивация достижения и избегания неудач в деятельности ресурсные стороны развития, патохарактерологические и психопатологические проявления).
- наличие жестокого обращения в анамнезе, если есть информация (сексуальное, физическое насилие, пренебрежение нуждами – отсутствие ухода и кормления, отвержение, оскорбления и т.п.). Если информации нет, но вы можете косвенно предполагать об этом по результатам обследования, можно так и записать.
- проявления травматического опыта (энурез, энкопрез, астма, речевой мутизм, заикание, тремор, нервные тики, нарушения сна и аппетита, сосание пальцев, аутостимуляции (раскачивания, навязчивые движения, мастурбация и т.д.), аутоагрессия, эмоциональная лабильность/ригидность, специфические фобии и др.).
- самовосприятие, самооценка, идентичность (адекватная самооценка, неадекватная завышенная/заниженная самооценка), негативное самовосприятие, на чем основывается развитие идентичности, наличие интересов, увлечений, хобби.
- уровень интеллектуального развития, состояние ВПФ, познавательная активность (наличие самостоятельных познавательных интересов, эрудиция и уровень знаний об окружающем мире относительно своего возраста, способности и желание их применять).
- формирование привязанности (наличие представлений о моделях близких отношений; степень соблюдения границ «близкий-посторонний» в общении (легко идет на контакт, называет незнакомых людей «мама» и «папа»), эмоциональная жестокость/отсутствие эмпатии, наличие потребности в постоянных теплых отношениях с кем-либо из окружающих и моральных ограничений; стремление контролировать объект привязанности причинением эмоционального беспокойства, поиск «негативного» внимания; избегание отношений привязанности).
Социальная сфера (социальная (дез)адаптация, способность налаживания и поддержания контактов, степень стабильности дружеских отношений, знание и принятие социальных норм, правил, деструктивное поведение, адекватные/неадекватные представления о своем социальном будущем, проблемы с самообслуживанием).
Образовательный маршрут (где обучается, формы/программы обучения, соответствие возрасту школьных знаний, учебная мотивация, успешность).
Особые потребности ребенка:
- в физической сфере (что нужно ребенку, чтобы он мог развиваться физически, необходимая периодичность наблюдения у специалистов, операции, прием медикаментов и др.):
- в интеллектуальной сфере (что нужно ребенку, чтобы он мог развиватьсяинтеллектуально с учетом его способностей, потенциала.дефицитов):
- в эмоциональной сфере (что нужно ребенку для формирования привязанности и коррекции эмоциональных и поведенческих проявлений травмы):
- в социальной сфере (что нужно ребенку для формирования навыков общения и др.).
Ключевые ресурсы/Ключевые риски у ребенка: (подводим итог обследования, резюмируя в виде рисков и ресурсов о перспективах развития ребенка в связи с его социальной историей и степенью травматизации).
Рекомендации по подбору семьи с учетом особенностей ребенка
Общие рекомендации по подбору семьи (что конкретно это означает для данного ребенка):
- рекомендованная форма жизнеустройства ребенка
- желательная структура семьи (полная/неполная, расширенная, наличие детей, какого возраста и пола и проч., требования к типу семейной системы (важность наличия у семьи способности легко подстраиваться к приходу нового члена семьи, насколько это важно для ребенка и пр.)
- важность учета травмированности самих новых родителей и личностных особенностей членов семьи и др. (отсутствие «наложения похожих травм у ребенка и членов семьи» или способность и желание родителей работать со своими травмами)
Рекомендовано включить следующую информацию:
Компетенции потенциальных родителей в физической сфере (что конкретно это означает для данного ребенка):
- осуществление медицинской помощи и ухода,
- осуществление контактов со специалистами, обеспечение регулярных осмотров специалистов,
- обеспечение физической безопасности ребенка в доме и на улице,
- обеспечение физического развития,
- умение заботиться о питании и режиме дня, а также санитарно-гигиенических нормах,
- и другие
Компетенции потенциальных родителей в интеллектуальной сфере: (что конкретно это означает для данного ребенка):
- необходимость и возможность самим подобрать школу (детсад) и возить ребенка в образовательное учреждение,
- необходимость и возможность подключения других специалистов,
- отношение родителей к учебе (есть дети, чей интеллектуальный потенциал можно и нужно развивать, и другие, кого более эффективно развивать в других сферах),
- отношение и возможности родителей в отношении каких-то специфических сфер развития – например, эстетического или спортивного, или специальные корректирующие занятия,
- и другие
Компетенции потенциальных родителей в эмоциональной сфере (что конкретно это означает для данного ребенка):
- учесть тип привязанности ребенка, описать как должны вести себя родители для развития привязанности,
- способность поддерживать отношения с кровными родственниками (если есть необходимость) и говорить с ребенком о его истории,
- способность родителей справляться с определенными видами трудного поведения, присущего ребенку (детализировать на основании особенностей поведения ребенка и его эмоциональных потребностей), способность устанавливать границы,
- толерантность (отсутствие осуждения и обвинений) к определенным видам поведения (воровство, ложь, курение, своенравность и независимость, сексуализированное поведение, недержание мочи или кала, расстройства пищевого поведения, причинение физического вреда другим детям и др),
- способность принимать травматические переживания ребенка,
- помощь в развитии эмоциональной сферы — различение эмоций, своих и чужих, развитие эмпатии, способности выражать собственные чувства,
- способность принять и развивать идентичность ребенка, отличную от родительской (для детей других национальностей или детей с овз),
- понимание особенностей сексуального развития ребенка, формирование полоролевой идентичности, культуры полоролевого поведения,
- и другие
Компетенции потенциальных родителей в социальной сфере(что конкретно это означает для данного ребенка):
- помощь ребенку в освоении социальных навыков, способов взаимодействия с детьми и взрослыми,
- умение строить отношения с социальным окружением в интересах ребенка,
- открытость семьи в социальных кругах, доступность контакту со специалистами,
- требования к занятости семьи или отдельного члена, который будет ухаживать за ребенком, должен ли это быть вообще неработающий человек, или возможна временная занятость и в какое время,
Другие важные компетенции (что конкретно это означает для данного ребенка).
Подпись специалистов, составивших запрос.
Опубликовано 05.12.2019.