Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.
Выбор данной темы связан с возрастающей проблемой наркомании среди подростков и молодежи всего мира.
Наркотики сегодня являются одним из бичей нашего общества. Растет количество наркоманов, растет количество преступлений, совершаемых под воздействием алкоголя и наркотиков. Главной проблемой современного общества являются подростковая и детская наркомания. Ежегодно огромное количество подростков и молодежи калечат свою судьбу из-за «моды» на наркотические средства.
Вся современная молодежь сейчас является «группой риска», а особенно воспитанники государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблему наркомании проще предупредить, чем потом справляться с последствиями. Профилактические меры, такие как проведение антинаркотических акций, марафонов, спортивных и культурных мероприятий, вполне способны остановить рост наркомании и проблем с ней связанных, при условии достаточной масштабности этих мероприятий.
В настоящее время теме просвещения детей о вреде употребления ПАВ отводится большое место, что немало важно, учитывая, что подростки находятся в среде, где возможно употребление наркотиков, однако не все подростки знают о последствиях употребления ПАВ и где можно получить помощь в лечении от зависимости.
Основными задачами профилактики должны быть: выявление социально-психологических причин распространения наркомании в подростковой среде, создание условий, предупреждающих возникновение детской и подростковой наркомании (создание мест досуга для детей, спортплощадок, секций, проведение активной пропаганды здорового образа жизни и т. п.); разработка системы педагогических методов и социальных мероприятий, которые направлены на предупреждение и предотвращение наркомании.
Одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории. При этом реализация целевых программ должна обязательно охватывать возрастную группу детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно.
Также в данной проблеме очень важна роль социальных педагогов. Учителя, психологи, играют решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет.
К стандартным мерам профилактики наркомании можно смело отнести профилактические беседы, которые потеряли свою актуальность, а главное не вызывают интереса и доверия у молодой аудитории. Поэтому необходимы новые методы профилактики.
Не существует универсального метода решения проблемы наркомании в России, нужно применить комплекс мер по сокращению распространения этой социальной проблемы в нашей стране. Одной из таких мер является просветительская деятельность, касающаяся вреда наркотиков. Тесное сотрудничество с замещающими родителями, просветительская деятельность с подростками, могут внести свой вклад в борьбу с наркозависимостью у подростков.
В апреле-мае 2017 года в ГБУ Ресурсном центре была реализована программа информационно-просветительской работы по профилактике употребления ПАВ с воспитанниками центра в возрасте от 13 до 18 лет, проживающими в группе семейного воспитания, а также находящихся на воспитании в патронатных семьях.
Целью данной программы является профилактика употребления ПАВ среди подростков в возрасте от 13 до 18 лет.
Основные задачи программы:
- Анализ ситуации проблемы употребления ПАВ в условиях ресурсного центра.
- Развитие у подростков осознанного неприятия ПАВ, как способов воздействия на свою личность, способствование осознанию подростками наркомании как болезни, пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.
В рамках реализации информационно-просветительской программы были проведены следующие мероприятия:
– создание доверительной атмосферы в группе с помощью игры «Приветствие на сегодня»;
– изучение отношения подростков к ПАВ с помощью анкетирования;
– исследование выраженности потребности в новых ощущениях с помощью методики «Диагностика потребностей новых ощущений»;
– формирование осознанного отрицательного отношения к наркомании на развивающем занятии «Черные буквы»;
– знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами; знакомство с последствиями употребления наркотиков, обсуждение степени ответственности граждан, предусмотренной нормативными правовыми актами, разъяснение подросткам возможности доступа к телефонам доверия, органов наркоконтроля, Интернет-ресурсам антинаркотической направленности;
– показ подросткам и обсуждение с ними документального фильма о вреде ПАВ;
– информирование подростков о полезности ведения здорового образа жизни;
– изучение представления подростков о здоровом образе жизни с помощью анкетирования;
– демонстрация подросткам известных личностей, ведущих здоровый образ жизни, с помощью социальной сети «Вконтакте»;
– формирование активного и ответственного отношения к жизни, осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки, на развивающем занятии «Что в жизни зависит от меня»;
– формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции на занятии «Умей сказать «Нет!»;
– формирование у подростков ценностного отношения к жизни и отрицательного отношения к наркотикам на творческом занятии по проведению конкурса антинаркотической направленности;
– определение жизненной позиции подростков с помощью проективного теста «Паутина»;
– оценочное анкетирование результатов проведенных мероприятий;
– развитие осознания сильных сторон своей личности с помощью развивающего упражнения «Позитивные мысли»;
– подведение итогов проведенных мероприятий в результате беседы с подростками.
Также в ходе реализации мероприятий программы подросткам была показана видео-лекция «Шкала-Хаббарда» и проведена квест-игра во дворе учреждения.
Для реализации программы были затрачены следующие ресурсы: информационные (анализ информации о ПАВ, выбор техник работы с подростками для реализации программы); финансовые (затраты на рабочие часы социального педагога, потраченные на разработку мероприятий программы, затраты на рабочие часы социального педагога и педагога-психолога, потраченные на оплату 9-ти часов реализации проекта, затраты на канцтовары); материально-технические (картридж для принтера, USB-флеш-накопитель, компьютер, проектор, интернет); кадровые (затраты рабочих часов социального педагога и педагога-психолога на разработку и реализацию мероприятий программы); коммунальные (помещение для занятий).
При разработке данной программы были изучены программы разных учреждений социальной защиты населения России.
Программа была реализована педагогом-психологом и социальным педагогом.
В ГБУ Ресурсном центре семейного воспитания ведется обширная работа по антинаркотической направленности. Специалисты ГБУ Ресурсного центра семейного устройства тесно сотрудничают с ГКУЗ Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы (филиал № 7), педагог-психолог окончила курсы по реабилитации зависимых несовершеннолетних, социальный педагог являлась участником первого цикла вебинаров, посвященных проблеме профилактики зависимого поведения и формирования основ здорового образа жизни молодежи в первом полугодии 2016 года. Воспитатели центра регулярно повышают свою компетентность в проблеме зависимости от употребления ПАВ, проводят с подростками беседы. Проводились воспитательные беседы с подростками настоятелем Николо-Обыденского Храма. Также соисполнителями информационно-просветительской программы можно считать государственные структуры в рамках межведомственного взаимодействия: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделы по делам несовершеннолетних ОМВД, отделы социальной защиты населения, наркологические диспансеры.
В процессе всей реализации программы можно столкнуться с риском человеческого фактора, связанный с низкой мотивацией самих подростков в посещении мероприятий проекта. Способом преодоления данного риска является мотивирование подростков на работу, необычность практик и гибкий график встреч, предусматривающий подстраивание специалистов под удобное время подростков.
По результатам проведенных мероприятий удалось достигнуть следующий результатов:
– изучено отношения подростков, участников группы по реализации мероприятий проекта, к ПАВ;
– подростки подробно познакомились с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами, с последствиями употребления наркотиков, с ответственностью граждан, возможностью доступа к телефонам доверия;
– подростки получили необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– подростки познакомились с собой (исследование выраженности потребности в новых ощущениях, определение жизненной позиции);
– сформировано активное и ответственное отношение к жизни, осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки, сформировано умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами;
– сформирована мотивация у подростков к ведению здорового образа жизни.
Предложенную информационную просветительскую программу при необходимости можно внедрять в любом учреждении социального обслуживания по работе с семьей и детьми.
Список литературы
- Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
- Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
- «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003
- «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.
- Поляков С.Д. «Черные буквы» [Тренинг по профилактики наркомании] // Классный руководитель. – 2002. – № 7. – С. 131.
- Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
- Садыкова Р.Г. Общество против наркотиков. Информация, технологии, опыт. / А.А.Карапетян. – Казань: Агенство «Информ – клуб ЭС». 2010г.
Интернет-ресурсы
- «Антинаркотический проект Право на жизнь»/ Web:http://www.pravoforlife.ru/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
- «Психология и психиатрия». Web:http://psihomed.com/narkomaniya/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
- Сайт ГБУ СРЦ «Возрождение». Web:http://kidshelp.ru/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
- «Справочная система методической поддержки учреждения социального обслуживания семей и детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ». Web:http://www.antidrug.ru/usedrug/usedrug10.htm. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
Елена Акинова, социальный педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, 2017 г.