С 2017 года в Ресурсном центре семейного устройства «Спутник» стартовал социальный проект «Поющие сердца». Автор и руководитель проекта – Перцева Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования.
Актуальность проекта обусловлена увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с низкой степенью социализации. Государство признает за собой ответственность за эту категорию детей и делает решительный шаг в сторону гуманизации общества. Но «дети с особыми образовательными потребностями» обязательно нуждаются в дополнительной поддержке, испытывают потребность в коррекционно-педагогической помощи по причине несформированности их эмоционально-волевой сферы. Интеграция таких воспитанников в коллектив здоровых детей требует определённого подхода, так как те психологические трудности, с которыми сталкиваются дети и подростки с ОВЗ, накладывают отпечаток на весь детский коллектив в целом. Перед нашим учреждением встал вопрос о поиске новых путей создания в учреждении коррекционно-развивающей среды, формирующей устойчивые эмоционально-волевые качества воспитанников с ОВЗ, адекватное социально-эмоциональное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка и имеющимися личностными ресурсами.
В связи с этим был разработан социальный проект – создание вокальной студии, деятельность которой направлена не только на развитие специальных певческих навыков и способностей у воспитанников, но и на оптимизацию условий для эффективного освоения социальных ролей, компенсацию дефицита личностного развития, социальную интеграцию ребенка в сферу значимого общения средствами социально-культурной деятельности.
Цель проекта – формирование устойчивых качеств эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в условиях вокальной студии.
В учреждении была создана рабочая группа по реализации проекта, были определены функции и полномочия каждого ее участника, а также были разработаны нормативные документы, необходимые для реализации проектной деятельности.
Целевой аудиторией проекта являлись воспитанники центра «Спутник» с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 12-18 лет, в количестве 12 человек.
Проект безграничен, это открытая классная комната-зал, где каждый участник имел возможность раскрыться и реализовать свой талант. К ребятам в течение года приезжали различные актеры, эстрадные исполнители, педагоги по актерскому мастерству, детские коллективы , которые проводили открытые мастер-классы с детьми, обучающие уроки, а также просто беседовали за сладким столом, специалисты творческих профессий изучали репертуар для совместного исполнения и дети тоже выезжали на концерты к этим коллективам, знакомились с другими коллективами г. Москвы.
В процессе этой совместной работы, общими репетициями участники приобретали собственный музыкальный стиль, профессиональное звучание, новых друзей, ездили в студию звукозаписи, записали клип к 9 мая и, конечно же, получили бесценный опыт общения.
Помимо этого были достигнуты и ожидаемые результаты проекта по коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ, а также формированию их устойчивых эмоциональных качеств, обучению навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения, что в дальнейшем может стать основой их успешной адаптации и социализации в обществе.
При реализации проектной деятельности была разработана и проведена программа мероприятий по проекту.
К первой группе относились организационные мероприятия, целью которых было обеспечение грамотной работы проекта с точки зрения психолого-педагогических условий. К ним относятся: создание рабочей группы по работе над проектом; диагностика особенностей высших психических функций, музыкальных, вокальных способностей участников проекта (до его реализации и по итогам проекта).
Ко второй группе мероприятий относились мастер-классы и тренинги с состоявшимися эстрадными исполнителями и актерами театров г.Москвы, а также с эстрадными вокальными коллективами, целью которых является обучение участников проекта эстрадному искусству, актёрскому взаимодействию со зрителем и раскрытие собственного творческого потенциала, а так же коррекционно-развивающие музыкальные занятия по разработанной адаптированной программе педагога дополнительного образования.
К третьей группе относились мероприятия, в рамках которых участники проекта знакомились с театральными и концертными постановками в качестве зрителей, с целью развития навыка созерцания, получения опыта исполнения и поведения на сцене, а также анализа творческого материала.
Четвертая группа мероприятий – собственные выступления участников проекта, студийная звукозапись, выступление на конкурсах, фестивалях, мероприятиях центра, на городских мероприятиях, а также на заключительном отчетном концерте по завершению реализации проекта, в совместном исполнении музыкальных произведений с эстрадными исполнителями. Участвуя в этой группе мероприятий, воспитанники могли проявить умения и навыки, полученные ими в ходе реализации проекта.
Проект был реализован при междисциплинарном взаимодействии педагога-психолога, замдиректора по общим вопросам, педагога дополнительного образования, а также благотворительного фонда «Маленькие таланты», художественного центра «Дети Марии», привлеченных актеров и эстрадных исполнителей города Москвы. Информация о реализации проекта, а также новости по проекту публиковались на сайте учреждения, в фейсбуке, на сайтах благотворительных фондов.
По завершению проекта были получены результаты, которые доказали его эффективность. Действительно, совместная творческая деятельность в атмосфере безусловного принятия и позитивного отношения способствует развитию навыков самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, умения работать в команде и поддерживать друг друга, а также быть полноценным членом детского коллектива вне зависимости от ОВЗ и социального статуса.
Воспитанники – участники проекта стали более коммуникабельны, ответственны, у них появилось стремление и желание к сотрудничеству, взаимной поддержке. Ребята не боятся выступать на сцене, занимают призовые места на вокальных городских конкурсах, выражают свою потребность в помощи и доверии со стороны окружающих. Эмоции воспитанников стали более выраженными, их высокая активность часто сочетается с рассудительностью, приближенной к социально приемлемым формам.
Итогом проекта в 2017 году стал общий концерт с различными исполнителями и актерами с исполнением музыкальных произведений, которые были использованы на совместных мастер-классах и занятиях.
Работа по проекту продолжается. Успешный опыт реализации проекта может использоваться специалистами реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, реализующими психолого-педагогическую деятельность, педагогами основного и дополнительного образования, а также сотрудниками благотворительных организаций и волонтерами, работающими с детьми с ОВЗ.