РЦСУ «Спутник»Жестокое обращение с детьми | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми (насилие) – это любое действие (или бездействие) родителей или лиц, их замещающих, к ребенку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития. (Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ. Статья для всех видов жестокого обращения).

Виды жестокого обращения:

  • Пренебрежение нуждами ребенка – оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи;
  • Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие (виде действия или бездействия) на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Открытое неприятие, постоянная критика ребенка; игнорирование родителем (например, в виде молчаливой обиды); угрозы в адрес ребенка в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение родителями своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
  • Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка; нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, пощечины. Сексуальное насилие – любые сексуальные контакты между взрослым и ребенком, между старшим ребенком и младшим, а также демонстрация ребенку порноизображений, порнофильмов. (Статья 132 УК РФ; статья 156 УК РФ. Статья для всех видов жестокого обращения).Насилие в семье взращивает в сознании ребенка чувства глубокой беспомощности и фрустрации. Картина мира, обусловленная инстинктом выживания, а не потребностью в значимом взрослом, искажается. Ребенок больше не может опираться на фигуру взрослого.

Последствиями могут быть:

  • склонность к депрессии, как невозможность получить безопасность и принятие извне,
  • повышенная агрессивность, как способов предотвратить нападки на границы личности,
  • личность ребенка формируется вокруг идеи жертвенности.

Возможные признаки того, что ребенок подвергался жестокому обращению:

Из практики работы с детьми, имеющими в анамнезе факты жестокого обращения, следует отметить, что деструктивные отношения с родителями переносятся детьми на третьих лиц, так как выразить агрессию непосредственному насильнику подчас невозможно. С этим и надо обратиться к специалистам.

Рекомендации:

  1. Понимание, что жестокое обращение с ребенком влечет за собой правовую ответственность для любых лиц (родителей, приемных родителей, педагогов в учебных заведениях и пр.), в том числе уголовную (статья 156 УК РФ).
  2. Понимание, что ребенок, переживший насилие, нуждается в профессиональной помощи и поддержке из-за негативных долгосрочных последствий влияния на его жизнь, его личностное благополучие и благополучие в межличностных отношениях.
  3. Если случилось жестокое обращение с ребенком (вне дома или наказание родителей) довести до его сведения, что он ни в чем не виноват и вы на его стороне, что бы ни случилось.
  4. Создание безопасного пространство для ребенка. Включая реальное физическое пространство для уединения, где ребенку может быть хорошо, среди привычных, любимых вещей, куда никто без предупреждения не вторгается и ребенок может переживать чувство комфорта. Формировать согласованные способы взаимодействия. Для ребенка любого возраста важно, чтобы реакции взрослых были последовательны и предсказуемы. Важно предупреждать о действиях, выходящих за привычные рамки взаимодействия. Например, о непредвиденном вторжении в личное пространство (в случае помощи ребенку).
  5. В общении с ребенком:
    • Основная задача шаг за шагом выстраивать доверительные отношения с ребенком, создавая атмосферу принятия и безопасности, какой бы интенсивности не захватывали чувства и переживания ребенка (гнева, обиды, отчаяния), взрослому важно продемонстрировать готовность принять их (я вижу, ты сейчас очень злишься), помочь с ними справиться (поговорить о них, обсудить ситуацию, в которой эти чувства родились), договориться на будущее, как давать знать о своих чувствах. Например, для маленьких детей, которым еще сложно говорить о своих чувствах, можно показать, как выразить их – топнуть ногой, сжать кулачки, поставив на пояс и покачать головой от негодования.
    • Если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, пережил чувства беспомощности и беззащитности, обсудите с ним этот эпизод и найдите оптимальные стратегии самозащиты на будущее.
    • Обсудите с ребенком, в зависимости от возраста, тему личных границ, что есть разные зоны интимности, возможности телесного контакта, например, дружеские объятия, прикосновения, степень обнаженности в присутствии знакомых и незнакомых и т.д.
    • Если вам сложно разговаривать на темы сексуальности, найдите другого человека в семье, к которому ребенок чувствует особую симпатию и может спокойно поговорить на любую тему;
    • Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины.
  6. Если вы понимаете, что в опыте ребенка было жестокое обращение, вам необходимо проконсультироваться у специалистов – психологов/психотерапевтов, возможно, вашему ребенку и/или вашей семье понадобится психотерапевтическое сопровождение, направленное на коррекцию стереотипов взаимодействия, связанных с травматическим опытом ребенка. Основные стратегии – укрепление привязанности с приемными родителями, регуляция поведения, работа с самовосприятием, самооценкой.
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения