РЦСУ «Спутник»Я как приемный родитель | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Я как приемный родитель

Ситуация «Я не могу справиться со своим состоянием»

Часто за состояниями, с которыми мы не можем справиться, стоят чувства или эмоции, в которых стыдно признаться даже самому себе – злость, обида, страх. Важно распознавать их и признавать.

Например:

  • «Ребенок расстраивает меня своим поведением, и я готов наказать его, сделать ему больно и неприятно, как он делает мне» – злость;
  • «Я не хочу разговаривать с ним, не хочу ничего, я готов расплакаться и чувствую «ком» в горле» – обида;
  • «Он где-то ходит. Я не знаю, что с ним. Не знаю, в какой компании, кто с ним рядом. Я не понимаю, что с ним происходит» – страх.

Рекомендации:

  1. При «нахлынувших» эмоциях в критическом состоянии, когда вы готовы взорваться или еще больше дистанцироваться от ребенка, смените позу, глубоко вдохните, выдохните, выпейте воды или найдите любой другой удобный для вас способ, который не напугает ребенка.
  2. Возьмите время, чтобы, привести себя в комфортное состояние приемлемым для вас способом, наедине с собой или другими взрослыми членами семьи. Дайте свободный выход своим эмоциям поплачьте, пожалейте себя, вы – «живой человек» и имеете право на любую эмоцию.
  3. Постарайтесь понять ребенка, встать на его место, посмотреть на ситуацию его глазами «Зачем?» и «Для чего?» ребенок так себя ведет. Скорее всего, вы обнаружите, что ребенок чего-то не понимает, или не умеет, потому что формировался в другой среде (в среде детского интернатного учреждения).
  4. Подумайте о том, что в ваших действиях и словах может провоцировать такое поведение у ребенка. Возможно, что вы слишком требовательны или нетерпеливы по отношению к нему.
  5. Когда эмоции улеглись, когда вы готовы к беседе, объясните ребенку, что именно в его поведении вас злит, пугает, обижает, и какого поведения вы от него желаете в будущем.
  6. Не ждите, что ребенок вас сразу поймет, и будет делать, так как вы хотите. Возможно, что он даже попросит у вас прощения, а через пять минут сделает то же самое, что и раньше.
  7. Осознайте, что ребенок только начинает учиться, а обучение – процесс постепенный, ему нужно уделять внимание, пространство и время, из раза в раз объясняя ребенку принятые нормы, для того чтобы у него выработалось и закрепилось нужное поведение.

Ситуация «Ребенок не оправдывает моих ожиданий»

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок был самым умным, самым красивым, самым успешным, самым-самым? Принимая на воспитание в свою семью ребенка, в вашем представлении он непременно должен быть аккуратным, хорошо учиться, уметь убирать в доме и обязательно чем-то увлекаться. Ваши родительские ожидания могут не оправдаться.
Представьте себя на месте ребенка, для которого Вы – это весь мир. Стремясь изо всех сил соответствовать ожиданиям приемных родителей, он как бы отказывается от какой-то своей части жизни, интересов в угоду взрослым. Завышенные ожидания, возложенные на человека в детстве, формируют в нем чувство вины и стыда, если он им не соответствует. Попытки достать до завышенной планки постепенно будут сходить на нет, он перестанет стараться, станет тревожным и неуверенным. Такое бегство от стыда может выражаться в агрессивном поведении в школе, вспышках гнева, апатии, депрессии, зависимостях или даже попытках причинить вред самому себе.

В определенном возрастном этапе (в подростковом возрасте) ребёнок должен разочаровать родителей, чтобы отделиться от них, выяснить, кем он является, выбрать свой путь. Именно на этот возраст приходится пик родительских разочарований под девизом «И в кого ты такой?». Именно тогда дети, несущие тяжкую ношу родительских ожиданий, начинают красить волосы в синий цвет, носить «несуразную» одежду, пробовать запрещенное.

Помните, что в основе качеств, не нравящимся вам (медлительность, неспособность к концентрации внимания, неуспешность в школе), могут быть объективные причины, требующие дополнительной коррекции, других условий обучения, более бережного отношения к ребенку, также это могут быть особенности нервной системы, которые являются врожденными и с которыми вы уже ничего не можете поделать.

Рекомендации:

  1. Проанализируйте ситуацию и свои ожидания от ребенка. Каким вашим ожиданиям/требованиям не соответствует ребенок? Это требования, которые связаны с вашими представлениями и амбициями о том, каким должен быть ребенок. Например, у вас есть свое представление о том, что ребенок должен быть: круглым отличником, окончить музыкальную школу, играть на музыкальном инструменте? Или это требования, связанные с выполнением неких социальных норм (например, содержать в порядке свою комнату, одежду, обувь, опрятный внешний вид).
  2. Подумайте, какие у вашего ребенка сильные стороны и слабые? Каковы его интересы и склонности? Какие у него способности? Может быть, он совершенно не стремится заниматься музыкой, зато сутками напролет может смотреть обучающие ролики, посвященные прическам. Или, ребенок не хочет играть в куклы, зато увлеченно возится с конструктором.
  3. Соотнесите, насколько ваши ожидания соответствуют особенностям вашего ребенка? Насколько они реалистичны? Отказ от нереалистичных или завышенных ожиданий сделает богаче жизнь ребенка, и вас самих. Помните, что прикладывая усилия для достижения этой цели, вы не только помогаете ребенку, но и развиваетесь сами.
  4. Развивайте сильные стороны ребенка. Для этого:
    • дайте ему возможность заниматься тем, что вызывает у него интерес или хорошо получается;
    • создайте ребенку благоприятные условия для развития, с учетом его особенностей, интересов и склонностей, создайте такие условия, где он будет успешен (на занятиях в секциях, кружках);
    • верьте в ребенка и его способности, учите ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых. Тогда обнаружите, что ребенок не столько раздражает вас своим несоответствием, сколько радует таким, какой он есть. Более того, это гораздо лучше того, что вы сами себе представляли и думали.
  5. Приложите усилия для воспитания социальных норм, объясните ребенку важность их соблюдения.
  6. В некоторых случаях, имеет смысл обратиться к специалистам, которые:
    • проконсультируют вас относительно особенностей вашего ребенка;
    • помогут найти способы его оптимального развития;
    • помогут вам разобраться с вашими чувствами и дадут нужную вам поддержку.
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения