РЦСУ «Спутник»Трудное поведение | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Трудное поведение

Ситуация «Ребенок кусается»

Ваш ребенок кусается? Это происходит по разным причинам:

  • из-за нехватки языковых навыков выражения своих эмоций (к примеру, раздражения, страха, беспомощности), ребенок может кусаться, чтобы справиться с сильным приливом чувств;
  • ребенок кусается тогда, когда не может добиться своей цели другим путем или еще не умеет выражать словесно свои желания;
  • в раннем детстве дети кусают сверстников для самозащиты, когда еще не умеют отстаивать свои права более продуктивным способом;
  • некоторые дети кусаются, чтобы показать свою силу и власть над другими;
  • ребенок кусается, когда хочет привлечь ваше внимание;
  • ребенок кусается, когда чувствует усталость или чрезмерное возбуждение, он сигнализирует об отдыхе;
  • ребенок кусается, когда злится, что родители не понимают его, нарушают его планы или не выполняют его ожидания;
  • старшие дети кусаются от обиды и разочарования.

Рекомендации:

  1. В момент проявления агрессии нужно успокоить ребенка, выбрав один из способов, приемлемый для вашего ребенка:
    • Первый вариант: успокоить через телесный контакт (крепко обнять ребенка, лишив возможности дальнейшего проявления агрессии). После того, как тело ребенка расслабится, ослабить объятия и перейти к поглаживанию и словесному успокоению («все хорошо», «я рядом» и т.д.) Необходимо отметить, этот способ подходит не всем детям. Если, вместо расслабления, у ребенка возрастает напряжение, этот способ не годится. Он может негативно воздействовать на ребенка.
    • Второй вариант: на некоторое время оставить ребенка в покое, что бы он успокоился, расслабился и пришел в свое нормальное состояние.
  2. Если ребенок кусается, установите границы – «людей кусать нельзя».
  3. Продумайте ритуал примирения, предложите ребенку исправить ситуацию.
  4. Учите ребенка распознавать и выражать свои чувства (злость, раздражение, страх, обиду). Обозначая и называя его чувства, возникающие в различных жизненных ситуациях.
  5. Организуйте совместный присмотр мультфильмов и чтение сказок с последующим обсуждением проявления эмоций героев.
  6. Обратитесь за помощью к специалисту-психологу. Специалист поможет ребенку в безопасных условиях отреагировать эмоциональные переживания и выработать способы совладения с ними, даст необходимые рекомендации.

Ситуация «Ребенок ругается матом»

Наблюдая за поведением взрослых, ребенок, не всегда понимает, что при помощи таких слов взрослый выражает свои эмоции. Причем ребенку интересны не сами ругательства, а то, что они выражают в данный момент – злость, восторг, ужас, негодование. Однако матерные слова маркируют эмоции и становятся их словесным продолжением. Порой такая связь весьма устойчива.

Рекомендации:

  1. Постарайтесь не использовать матерные слова в присутствии ребенка.
  2. Не реагируйте на нецензурное слово, произнесенное ребенком, и понаблюдайте, какой будет его реакция. Если ребенок не ожидает никакой реакции, то, видимо, это слово он просто где-то услышал, и если не акцентировать на нем внимание, то оно так же легко забудется.
  3. Убедите ребенка в том, что данные эмоции можно выражать и при помощи приличных слов, избегая мата и некрасивых выражений.
  4. Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения