РЦСУ «Спутник»Особый ребенок | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особый ребенок

«Ребенок с РДА (ранний детский аутизм)»

Поставлен диагноз «аутизм» и ребёнок получает медицинскую помощь.

У ребенка: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.

Рекомендации:

  1. Соблюдайте режим дня. Требуется чётко структурировать день, это основные и необходимые условия жизни аутичного ребёнка.
  2. Организуйте жизненное пространство ребёнка с РДА по четким правилам, абсолютная предсказуемость всего, что с ребёнком происходит в семье и на занятиях. Главные помощники в общении с ребёнком с РДА – чуткость и терпение.
  3. Постарайтесь не перегружать ребенка излишними (для него) сенсорными воздействиями (например, шум, яркий свет, резкие звуки и т.д.).
  4. Придерживайтесь 4-этапного процесса обучения всему новому
    • 1-й этап. Взрослый показывает, что и как нужно сделать, привлекая внимание ребёнка и комментируя каждое своё действие, включая в цепочку действий не более 4-5 шагов. Например: «Я включаю воду, беру мыло и намыливаю руки, кладу мыло обратно, ополаскиваю руки водой, выключаю воду».
    • 2-й этап. Взрослый проделывает то же самое вместе с ребёнком, действуя руками ребёнка, проговаривая каждый шаг. Когда ребёнок усваивает алгоритм, можно двигаться дальше.
    • 3-й этап. Ребёнок выполняет действие самостоятельно, после примера взрослого. Например, взрослый моет руки, проговаривая свои действия, а потом предлагает ребёнку вымыть руки так же, как это сделал он.
    • 4-й этап. Ребёнок выполняет действие самостоятельно в присутствии взрослого по устной инструкции.
  5. Обратитесь за психолого-педагогической коррекцией в специальные центры, например: «Кашенкин Луг», «Наш солнечный мир», «Центр лечебной педагогики».

У ребенка задержка психического развития (ЗПР)»

Рекомендации:

  1. Проконсультируйтесь у врача-невролога, психиатра, психоневролога.
  2. Обратитесь за помощью к учителю-дефектологу, педагогу-психологу, учителю-логопеду, нейропсихологу.
  3. Следуйте индивидуальному маршруту ребенка, который выработали для него специалисты в зависимости от особенностей психофизиологического развития ребенка.
  4. Четко соблюдайте режим дня, соответствующий возрасту ребенка, который лучше составить совместно с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей (особенности нервной системы, темперамент, биологические часы и др.).
  5. Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  6. Избегайте завышенных требований к ребенку.
  7. В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категоричных форм, старайтесь избегать в обращенной к ребенку речи частицы «не».
  8. Старайтесь быть последовательными в воспитании ребенка и избегать разногласий в этом вопросе между членами семьи.
  9. Используйте в обучение дидактические игры. Подбирать игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для ребенка (ребенок дошкольного возраста).
  10. Развивайте у детей общий запас знаний и представлений об окружающем мире. Для детей с ЗПР важно повторение новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.
  11. Давайте ребенку поручения (развивающие занятия, бытовые поручения) в зоне его ближайшего развития: на те ситуации, на которые он не дает яркие аффективные вспышки или чрезмерную усталость, которые он делает с некоторым переносимым усилием.
  12. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ЗПР – не приговор, а заболевание, которое возможно скорректировать, если вовремя обратиться за помощью к специалистам и приложить определенные усилия.
  13. Развивайте память и внимание (с опорой на разные модальности – слуховую, зрительную, тактильную).
    • Учите запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.
    • Учите запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.
    • Учите запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.
    • Учите запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).
    • Учите запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
    • Учите замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).
    • Учите выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.
    • Учите выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

«У ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

СДВГ проявляется в излишней активности, отвлекаемости, рассеянности, забывчивости, импульсивности. Ребенок находится во власти потока идей и фантазий, которые он торопится осуществить, не в силах сосредоточиться на одном занятии.

Рекомендации:

  1. Удостоверьтесь, что вы имеете дело именно с СДВГ. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы.
  2. Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВГ. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
  3. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Найдите специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр).
  4. Убедитесь в том, что учителя работают вместе с вами. Учитель знает сложности СДВГ вашего ребенка.
  5. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходима помощь, чтобы систематизировать их действия.
  6. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать.
  7. Определите правила. Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
  8. Устанавливайте границы. Это не наказание. Границы сдерживают и направляют ребенка. Делайте все последовательно и уверенно.
  9. Соблюдайте один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ:
    • разбивайте задание на составные части, которые можно выполнить по отдельности. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание;
    • обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
  10. Остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком – это предотвратить его.
  11. Беседуйте с детьми, это поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут.

Организации, помогающие детям с ментальными нарушениями:

  • Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека»,
  • Центр комплексного сопровождения «Про-мама»,
  • Ресурсный центр помощи приёмным семьям с особыми детьми, проект БФ «Здесь и сейчас»,
  • Центр лечебной педагогики,
  • Благотворительный фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам, программа «Близкие люди»,
  • Центр равных возможностей «Вверх»,
  • Cайт о детях с ограниченными возможностями – specialneeds.ru,
  • Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья – dislife.ru,
  • Сайт для родителей особых детей – osoboedetstvo.ru.

«Адаптация ребенка с множественными нарушениями развития в приемной семье»

Рекомендации:

  1. Соблюдайте режим дня. Для этого можно сделать набор картинок (в зависимости от возраста ребенка), которые в определённом порядке изображают: подъём, завтрак, обед, прогулка, уроки и т.д.
  2. Предупреждайте ребенка об изменении привычного распорядка дня и давайте понять ему об этом на доступном ему уровне (картинки, жесты, слово и т.д.).
  3. Не перегружайте ребёнка яркими впечатлениями в период адаптации. Не стоит возить его в людные места, устраивать шумные праздники. Нужно всегда помнить, что ребёнку нужно время, чтобы «переварить» новые впечатления.
  4. Формируйте положительное поведение у ребенка, хвалите и поддерживайте его.
  5. Ребёнок должен чётко понимать, за что вы сердитесь и за что хвалите его.
  6. Договоритесь со всеми членами семьи о системе поощрений и наказаний.
  7. Создайте ребёнку личное пространство, формируйте комплект личных вещей и это поможет ему осознать свою индивидуальность, что способствует формированию привязанности.
  8. Будьте внимательны к ребенку и научитесь различать признаки, предвещающие вспышки агрессивного состояния (расширение глаз, частое дыхание, возбуждённое поведение).
  9. Будьте готовы к агрессивным вспышкам.
  10. Ребенок должен обучаться в школе по программе, соответствующей его реальным возможностям.
  11. Ребёнок должен знать, как связаться с родителями или, как обратиться за помощью к прохожим. Основной риск при этом – чрезмерная доверчивость и ведомость. Ребёнок может стать лёгкой добычей для недобросовестных взрослых.
  12. В целях безопасности ребенка, родителям нужно приучить детей, слушаться только их и тех, кого указывают родители (учителей, воспитателей, других родственников).
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения