РЦСУ «Спутник»Образование | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Образование

Ситуация «Конфликт в образовательной организации (школа, детский сад, кружки, секции и т.п.)»

Ребенку трудно приспособиться к новому месту. Долгое время его потребности в любви, близости, доверии, внимании были не удовлетворены. В результате он часто привлекает к себе внимание негативными способами. По-другому он просто не умеет. У него нет опыта безопасных доверительных отношений, он не умеет и боится любить и дружить. Другие дети и даже взрослые не готовы принять ребенка с такими особенностями и пытаются прогнать его из своего коллектива. Такой ребенок становится «неудобным» для взрослых и детей.

Рекомендации:

  1. Выслушайте и поддержите ребенка.
  2. Посетите школу, детский сад. Обсудите с классным руководителем (воспитателем, педагогом) сложившуюся ситуацию.
  3. Выясните, какие пути решения проблемы может предложить школа, детский сад, каких специалистов (психолога, социального педагога и др.) они могут подключить для решения этой проблемы.
  4. После посещения школы, детского сада, обсудите с ребенком, причины сложившейся ситуации.
  5. Если конфликты внутри образовательного учреждения не прекращаются, обратитесь в организации поддержки семьи и детства за профессиональной помощью и поддержкой специалистов.
  6. Найдите для ребенка сообщество по интересам, с целью проявления своих качеств и проявления себя в школе, детском саду.

Ситуация «Ребенок прогуливает школу»

Рекомендации:

  1. Выслушайте внимательно ребенка, независимо от того, сколько ему лет, и постарайтесь понять причину его поведения. Обратитесь к своему опыту взросления, вспомнив, почему вы или ваши друзья, когда то, прогуливали школу.
  2. Попытайтесь понять, что именно движет ребенком в данный период времени. Не является ли нежелание идти в школу, отражением проблемной ситуации: конфликта с учителем, взаимоотношений с одноклассниками и др.
  3. Постарайтесь узнать интересы ребенка. Возьмите за правило интересоваться его делами, главное – слушайте и запоминайте, что говорит ребенок. Отвечайте на все возникающие у него вопросы.
  4. Пригласите ребенка к совместному поиску решений. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  5. Расскажите ребенку о своем эмоциональном состоянии и почему вы волнуетесь.
  6. Установите доверительные отношения с классным руководителем для своевременного контакта.
  7. Будьте готовы к тому, что возможно придется прибегать к более активным действиям – сопровождать ребенка в школу, присутствовать на уроках.
  8. Сохраняйте эмоциональное равновесие в любой ситуации.
  9. Если ваши действия не принесли результат, обратитесь за помощью к специалисту-психологу.

Ситуация «Ребенок не хочет учиться»

Рекомендации:

  1. Постарайтесь выяснить, что стоит за нежеланием ребенка учиться. Это могут быть пробелы в знаниях школьной программы, педагогическая запущенность, а могут быть и особенности развития ребенка. Для прояснения образовательных потребностей ребенка обратитесь к специалистам: психологу, дефектологу, нейропсихологу и др. Они проведут психолого-педагогическую диагностику и дадут рекомендации по выстраиванию обучения ребенка. Если ребенку необходима другая программа обучения, специалисты порекомендуют пройти Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК).
  2. Проясните область интересов ребенка и постарайтесь найти им применение в школе.
  3. Создайте все условия для развития способностей ребенка в альтернативной среде. Обретя уверенность и успешность в каком-то деле (спорт, танцы, рисование), ребенок может обрести мотивацию для достижения успехов в учебе.
  4. Объясните на личном примере, зачем ребенку учиться. Расскажите, как знания помогли вам поступить в институт и продвинуться по карьерной лестнице, получать хорошую зарплату и пользоваться авторитетом среди множества коллег.
  5. Постарайтесь справляться с эмоциями гнева и страха, которые часто испытывают родители в таких ситуациях. Образование важно, но оно не сделает вашего ребенка счастливым. Найдите, совместно с ребенком, правильное решение.
  6. Положительно оценивайте начинания ребенка, хвалите и поддерживайте его.

Ситуация «Трудности в обучении»

Рекомендации:

  1. Соблюдайте режим дня, который лучше составить вместе с ребенком, учитывая его возраст и индивидуальные особенности (нервной системы, темперамента, биологических часов и др.).
  2. Обратитесь в ЦМПК (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия) для определения образовательного маршрута обучения в соответствии с возможностями ребенка.
  3. Предъявляйте к ребенку требования с учетом выбранного образовательного маршрута.
  4. Привлекайте специалистов (дефектолог, нейропсихолог, психолог) для осуществления коррекционной поддержки образовательного процесса.
  5. Наберитесь терпения, не делайте за ребенка домашнее задание, а помогите ему разобраться в том, что он не понимает.
  6. Если ребенок допустил ошибку при выполнении домашнего задания, попросите его найти эту ошибку, если он затрудняется, намекните, где эта ошибка находится, важно чтобы он это сделал сам, пусть и с вашей помощью.
  7. Определите с другими членами семьи единые требования к ребенку.
  8. Уважайте личность ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
  9. Не скупитесь на похвалу, если ребенок, пусть и с большим трудом, достиг определенных успехов.
  10. Постарайтесь наладить доброжелательные отношения с классным руководителем и с учителем, предмет которого дается ребенку с трудом, совместными усилиями можно добиться больших результатов.
  11. Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть взлеты и падения, и «топтание» на месте.
  12. Придерживайтесь определенной последовательности и систематичности, чтобы добиться результатов.
  13. Создайте все условия для развития способностей ребенка, используйте ресурс дополнительного образования.
  14. Помните, ваш ребенок не должен обязательно быть великим ученым, юристом, лингвистом, врачом и т.д, возможно он будет хорошим автослесарем или электриком, и углубленное изучение иностранного языка или математики для него не обязательно.

Ситуация «Ребенок и компьютер»

У многих взрослых, воспитывающих детей, тема «ребенок и компьютер» вызывает обеспокоенность. С приходом ребенка в семью установите вместе с ним правила пользования компьютером.

Эти правила могут включать в себя:

  • сколько раз в день, и на какой промежуток времени можно садиться за компьютер;
  • с какой целью ребенок садится за компьютер: игра или поиск познавательной информации;
  • обсудите систему поощрений и санкций, что будет, если ребенок выполняет все правила и какие могут быть «санкции», если он не соблюдает правила;
  • осуществление доверительного контроля.

Рекомендации:

  1. Проявляйте интерес к тому, чем занят ребенок во время использования компьютера.
  2. Акцентируйте внимание ребенка на то, что компьютер можно использовать не только как инструмент для развлечения, но и как инструменты для получения необходимых знаний и выполнения работ.
  3. Стремитесь понять принцип игр, в которые играет ребенок, с целью иметь возможность корректировать мировоззрение ребенка учитывая его интерес к определенной тематике.
  4. Подберите для ребенка увлечение в виде поддержки в реальном мире (компьютерные игры-стрелялки можно заменить совместной игрой в пейнтбол, в снежки, летом стрельбой из водяного пистолета. Ребенка, увлекающегося «космическими войнами», можно увлечь походом на программы, представленные в планетарии. Тем детям, которые любят «бродилки», можно предложить участие в квесте). Кроме того, что это отвлечет ребенка от компьютера, это еще позволит провести родителю и ребенку совместный досуг, что объединяет и сближает.
  5. Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на просьбу оторваться от компьютера. Если он делает это легко и идет выполнять ваше поручение, или просто заканчивает игру, скорее всего, компьютер для него – форма досуга. Если он раздражается, злится из-за необходимости оставить компьютер, спорит с вами и активно протестует и так происходит каждый раз, это может быть индикатором формирующейся зависимости. В этом случае лучше обратиться к психологу.
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения