РЦСУ «Спутник»Нормативно-правовая база | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база

Правовые основания предоставления социальной услуги «Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка» основываются на следующих нормативно-законодательных актах:
  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  10. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
  12. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации».
  13. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017№ 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).
  17. Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 422 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве».
  18. Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
  19. Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа».
  20. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
  21. Постановление Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
  22. Приказ Департамента труда и социальной защиты г. Москвы от 30.09.2016 N 1071 «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы, находящимися в ведении Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы» и осуществлении патронатного воспитания»).
  23. Приказ Департамента труда и социальной защиты г. Москвы от 19 сентября 2017.г. № 969 «О мерах по повышению эффективности осуществления контроля органами опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей».

Кратко остановимся на основных аспектах  законодательных актов города Москвы, регламентирующих деятельность по сопровождению замещающих семей.

  1. Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» определяет следующим образом понятие сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание — профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью. Статья 9 закона устанавливает право за семьями, принявшими ребенка (детей) на воспитание, на сопровождение в уполномоченных организациях города Москвы на безвозмездной основе. Семья имеет право самостоятельно выбирать ту уполномоченную организацию, которая будет предоставлять ей сопровождение. Закон не закрепляет сопровождение как обязанность законного представителя. Сопровождение организуется на принципе добровольности. Обязанность уполномоченных органов опеки, попечительства и патронажа по месту жительства семьи предоставить  ей информацию об уполномоченных организациях, которые предоставят семье профессиональную помощь в соответствии с ее потребностями.
  2. Постановление Правительства Москвы  от 20 сентября 2011 года, № 433-ПП « О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы  от 14 апреля 2010 г № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» регламентирует порядок оказания услуг по сопровождению семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.

Согласно данному постановлению полномочия по сопровождению семьи не передаются уполномоченным организациям, т.е. контроль за осуществлением сопровождения семей возлагается на органы опеки по месту жительства семьи. Уполномоченная организация на основании договора оказывает профессиональную консультативную психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную и юридическую виды помощи семьям, принявшим  ребенка (детей) на воспитание.

Сопровождение семьи основывается на принципах:

  • соблюдения прав семьи на автономию, признания ценности и уникальности ее опыта;
  • соответствия потребностям семьи;
  • адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;
  • обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг по сопровождению семьи.

Основанием для работы уполномоченной организации с семьей является трехсторонний договор между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией, законным представителем ребенка. Процедура (порядок) организации сопровождения в постановлении определяет последовательность действий сторон договора и временные сроки, в которые эти действия должны быть осуществлены. На сегодня возможно заключение договоров временно, сроком на 6 месяцев, или постоянно на период передачи ребенка (детей) в семью в соответствии с потребностями семьи, с учетом социальных, семейных и личностных факторов.

Сопровождение осуществляется в соответствии с договором и индивидуальной программой  по сопровождению семьи.

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения