РЦСУ «Спутник»Татьяна Соболева. "Родительский справочник. Поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста, напоминающее клиническую картину РАС" | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Татьяна Соболева. «Родительский справочник. Поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста, напоминающее клиническую картину РАС»

Автор:  Соболева Татьяна Викторовна

Понимание особенностей ребенка (физических и психических) необходимо замещающим родителям для выстраивания отношений с ним, обеспечения его поддержкой, помощи ему в развитии.

Поэтому так важно знать какие-то общие маркеры эмоционального состояния у детей, которые у них обычно выражаются через поведение, так как ребенку бывает достаточно сложно описать свое эмоциональное  состояние словами. А детям с травмой брошенности, детям-сиротам может быть особенно сложно распознать свои телесные и эмоциональные реакции — мешает опыт ранней  депривации.

В статье мне бы хотелось рассмотреть некоторые виды поведения, на которые обязательно нужно обратить внимание родителям и другим близким к ребенку людям, чтобы иметь возможность вовремя обратиться к детскому психиатру для исключения Расстройства Аутистического Спектра или для его подтверждения и выработки необходимых стратегий лечения.

Также хотелось бы дать общие рекомендации по выстраиванию конструктивного контакта с ребенком при видах поведения, похожих на клиническую картину РАС.

Если  у ребенка уже есть РАС с точки зрения детского психиатра, то более прицельные индивидуальные рекомендации может дать лечащий врач.

Ниже я перечислю основные клинические проявления синдрома РАС, чтобы была возможность сравнить эти симптомы с типичным поведением детей дома и в обществе, а также через описание прочувствовать  степень выраженности того или иного состояния у ребенка.

Основные проявления синдрома РАС (Расстройства Аутистического Спектра), которые наблюдаются при всех его разновидностях в данном возрастном периоде:

      Нарушения коммуникации:

— может происходить как на уровне понимания, так и на уровне выражения посланий (например, ребенок доносит свои послания до родителя особым образом, «зашифрованным» способом, который больше никто не понимает);

— может включать различные речевые нарушения, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома;

— наблюдается выраженная  недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими; есть сложность вступить контакт и поддержать диалог;

— иногда может присутствовать задержка ответа на вопрос, который задавали ребенку: он может ответить через несколько минут, часов и даже на следующий день;

— могут присутствовать эхолалии (повторение услышанного от другого человека его же словами сразу после сказанной ребенку);

— есть сложности в поддержании зрительного контакта с собеседником или полное его избегание и т.д.

       У ребенка можно заметить ограниченные и повторяющиеся действия и интересы:

— довольно однообразное поведение со склонностью к стереотипным (повторяющимся) движениям, занятиям, играм, возможны стереотипные раскачивания, расчесывания и т.д.;

— явно или неявно выраженный страх новизны, любой перемены в привычной для ребенка окружающей обстановке;

—  чрезмерная приверженность к постоянству: к рутинному порядку, пищевому меню, определенному маршруту;

— чрезмерная или недостаточная чувствительность к сенсорной нагрузке (запахи, свет, шум, болевые ощущения….) и т.д.

Присутствуют трудности в выстраивании социальных контактов:

— иногда у близких может быть ощущение эмоциональной  холодности  от ребенка или его кажущегося безразличия к близким;

— ребенку сложно выстроить отношения со сверстниками как с малознакомыми, так и со знакомыми;

— есть определенная неадекватность в его реакциях на людей (например, чрезмерность или необычность эмоциональной реакции или боязливость людей определенного вида);

— могут быть трудности в понимании контекста посланий от людей (например, ребенок «видит» отдельное действие человека, или понимает отдельно-взятую фразу,  но не понимает про что ситуация в целом) и т.д.

Если родители замечают проявления тех или иных симптомов, которые явно мешают адаптации ребенка в обществе, классе, группе, то будет не лишним обратиться за консультацией  к специалисту: детскому психиатру или для начала к клиническому психологу.

Только специалист, проведя диагностику, может судить о степени проявления тех или иных симптомов. Только врач-психиатр может квалифицировать синдром РАС.

Если эти клинические проявления не очень выражены, то может идти речь о личностных особенностях ребенка, которые сформировались у него, исходя из его опыта. Но ему также будет важна родительская поддержка.

Каким может быть поддерживающее родительское поведение при данных поведенческих проявлениях у ребенка?

– Если ребенок гиперчувствителен к факторам окружающей среды, то очень важно постепенно снижать повышенную чувствительность ребенка к определенным факторам окружающей среды, через ознакомление с ними сначала совместно с близким взрослым;

— Если ребенку не хватает сенсорных впечатлений (однообразные рутинные дни, ограничение круга общения, «бедная» среда и т.д.), то также могут возникать стереотипные действия, через которые ребенок сам себе добавляет ощущений. В таких случаях родителям важно пересмотреть распорядок дня ребенка и его обычные занятия и, возможно, добавить что-то из занятий, которые нравятся ребенку;

постепенно расширять репертуар впечатлений ребенка по различным модальностям (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения, вкусовые, вестибулярные)

— знакомить ребенка с различными способами реагирования на стресс, на новое (рассказывать и показывать, проигрывать и приводить примеры и т.д.)

— по возможности обеспечить предсказуемость событий, которые случатся в будущем:  обсуждение и подготовка перемен с участием ребенка, желательно с наглядными опорами «мы едем в отпуск через месяц, через неделю, через 5 дней, послезавтра, завтра…»

— знакомить ребенка с его телесными ощущениями через спортивно-направленные игра и движения, рисования «его» тела…

— поощрять коммуникативную инициативу ребенка, когда он ее проявляет по отношению к близким и знакомым, а также самим моделировать аккуратный поиск контакта с ребенком, выучив «его язык» и постепенно «переводя» на более понятный для близких людей…

— знакомить ребенка с типичными эмоциональными проявлениями, принятыми в культуре….и т.д.

Иногда трудности ребенка связаны с недостатком имеющихся у него представлений о способах реагирования на те или иные ситуации. Их просто нужно совместно с ребенком выучить и попрактиковать в безопасных для него условиях.

Удачи Вам в общении с вашими детьми!

Т.В. Соболева — клинический психолог, аналитический психолог, педагог-психолог ГБУ РЦСУ «Спутник»

Опубликовано 03.12.2019.

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения