РЦСУ «Спутник»Светлана Миронова. "Фиксации в развитии ребенка, пережившего травму" | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Светлана Миронова. «Фиксации в развитии ребенка, пережившего травму»

Автор:  Миронова Светлана Александровна

Те, кто проходил ШПР, наверняка  слышали о мозаичном развитии ребенка-сироты. О том, что одни сферы его развития отстают, другие – опережают его возраст.

Сегодня мы поговорим об эмоциональной сфере и так называемом эмоциональном возрасте.

Когда ребенок развивается гармонично –  чувствует себя нужным и ценным, в свое время получает от родителей нужную информацию о мире, получает адекватный отклик на свои переживания и достижения – его эмоциональное развитие соответствует его возрасту.

Если в его развитии есть дефициты (что всегда присутствует в истории детей-сирот) – он может чувствовать себя гораздо младше своего возраста, вплоть до младенческого состояния, а иногда – намного старше, многое повидавшим взрослым или этаким маленьким старичком.

Как это может проявляться?

Начнем с задержки эмоционального развития. Например, у ребенка любого возраста могут быть потребности младенца. Самая сильная – потребность  в слиянии с матерью, обеспечивающем тепло и безопасность. Ребенок с сильной потребностью  в слиянии не будет отходить от матери, пока не получит возможность забраться к ней на колени, сидеть рядом максимально близко, лежать вместе, даже ходить  в обнимку. И в отличие от ребенка, развивавшегося в нормальных условиях, эту потребность в слиянии не так легко удовлетворить. Он хочет быть вместе очень долго и просить этого очень много.  И любой отрыв по инициативе матери чаще всего рассматривается как отвержение и травмирует намного сильнее, чем ребенка с благополучным жизненным опытом.

Другая потребность этого периода связана с насыщением. Дети, пережившие голод, в нормальных условиях страшатся остаться голодными. Ребенок может даже не понимать этого, но само состояние голода может вызывать тревогу, раздражительность и другие негативные реакции.

Стоит упомянуть и об удовольствии, получаемом от раздражения области вокруг рта при принятии пищи, которое часто используется в качестве успокоения при стрессах. Так,  сосание, как действие,  приводящее  маленького ребенка к успокоению, может проявляться в более старшем возрасте – через сосание предметов, пальцев, тетрадок и пр. В дальнейшем, эта потребность может создать зависимости – переедание, курение или употребление алкоголя.

Задержки эмоционального развития могут сказываться и на развитии других сфер – интеллектуальной, физической, социальной.  Ребенок может позже начать обучаться, его познавательное развитие может страдать, он может быть физически апатичен, неактивен или наоборот гиперактивен, способность устанавливать контакты будет нарушена и так далее.

Теперь рассмотрим примеры опережающего развития, связанного  с травматизацией.

Если ребенок был сильно напуган обращением взрослых, он может научиться вести себя дистантно, холодно и контролирующе, подавляя свои потребности в ласке, заботе и контакте. Он не будет обращаться за помощью, не покажет своих чувств и может проявлять перфекционизм в отношении  к вещам и к людям. Когда общаешься с таким ребенком, кажется, что он совершенно взрослый, опытный и самостоятельный, что часто подкупает потенциальных приемных родителей. В дальнейшем родитель может почувствовать себя раненным, отверженным, уязвимым в контакте с таким ребенком. Это является дополнительным свидетельством того, что так чувствовал себя ребенок, когда бы совсем маленьким.

Другой пример, с которым часто сталкиваются родители детей более старшего возраста (начиная с 2-3 лет) связан с сексуальными злоупотреблениями. Ребенок может быть всесторонне осведомлен о сексуальной стороне жизни и рассказывать о ней или соблазнять других детей, как опытный взрослый, или неосознанно воспроизводить в играх или фантазиях сексуальные действия, которым он подвергся.

Вообще вариантов задержек и опережений развития очень много. Связано  это с тем, что в первые годы формируется все, что впоследствии станет качествами взрослого человека – структура характера, стиль и возможности познавательной деятельности, способность устанавливать и поддерживать отношения любви и привязанности. 

Освоение любого навыка, получение удовольствия или неудовольствия, первые контакты с миром – если это встречается тепло и  с любовью, ребенок растет и развивается, если нет, то образуется фиксация на том или ином возрасте и действии.  

Фиксацию можно сравнить  с запрудой в реке, которая встречает препятствие в своем течении. Вокруг этого препятствия возникает завихрение воды, ее неспецифическое течение.  То же самое происходит в жизни ребенка. Может возникнуть фиксация на каком-то событии, дне, переживании, в зависимости от того, с чем ребенок встретился в этот момент, и все это впоследствии дети отыгрывают в каких-то странных, неадекватных возрасту действиях, аналогичных запрудам  в  текущей реке, а родителям важно разгадать этот ребус.

Чтобы было понятнее, приведу примеры из жизни обычных семей, т.к. это проще проследить.  В жизни детей-сирот фиксаций так много, что сложно отделить одну от другой и подвергнуть анализу.

Пример типичной фиксации показан в документальном фильме «Джон», снятом английскими сценаристами супругами Робертсон. Полуторагодовалый  Джон попадает в интернатное  учреждение всего на 9 дней, на то время, пока мама рожает второго ребенка и адаптируется к жизни после родов. Последние слова авторов фильма: «После этого Джон никогда больше не был прежним», передают суть травматической фиксации. Мы не знаем в деталях, что происходило с Джоном после этого, но предполагаем, опираясь на сюжет фильма, что он перестал доверять своим родителям. Это не свойственно в норме ребенку в дошкольном возрасте. Это и есть фиксация, запруда на реке, встретившейся с препятствием.

В моей психологической практике есть много взрослых людей, подвергшихся  в детстве раннему отрыву от родителей (ясли, помещение у родственников и др). Многие из них испытывают ощущение постоянного дефицита внимания и любви, формируют зависимости – любовные или от психоактивных веществ, не доверяют и контролируют свое окружение. Это тоже примеры травматической фиксации, фактически задерживающей людей в определенном эмоциональном возрасте и не позволяющей достичь эмоциональной зрелости.

Таким образом можно вывести формулу фиксации, приводящей к эмоциональной незрелости: ребенку нужно что-то (не просто нужно, а жизненно важно) – ребенок не получает этого или получает недостаточно или вместо этого получает совсем не то – переживает эту потерю далее и во взрослом возрасте в разных формах.

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения