РЦСУ «Спутник»Светлана Миронова. «Пережить карантин и не сойти с ума» | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Светлана Миронова. «Пережить карантин и не сойти с ума»

Автор:  Миронова Светлана Александровна

Пережить карантин – непростое дело. Особенно если в семье есть дети дошкольного и школьного возраста.

Вместе с прекрасной и изобретательной группой приемных родителей, занимающихся в нашем центре в рамках программы «Подростки. Правила игры», которая проводится теперь в онлайн-формате, мы разработали несколько рекомендаций для сидящих на карантине.

Как мотивировать подростков оставаться дома:

· Смотреть фильмы об эпидемиях («Эпидемия», «Пандемия», «Носители», «Вирус Андромеда»). Цель – осознать серьезность происходящего.

· Рассказывать о двух путях развития эпидемии: Италия и Китай. Цель – помочь понять, как важно в условиях эпидемии быть дисциплинированным и не нарушать режима изоляции.

· Развивать в детях идею соучастия в судьбе пожилых и ослабленных людей.

· Придумать систему поощрения за каждый день дома (поход в магазин не в счет).

Дополнительные учебные занятия:

· Пособия О. Узоровой для старшеклассников http://uzorova-nefedova.ru/srednyaya-shkola

· Интерактивная отечественная платформа Учи.ру – интересна тем, что на ней проводятся олимпиады и соревнования среди школьников https://uchi.ru/guests/self_education_parent2s/new

Чем заняться, чтобы сохранить позитивный настрой:

· Смотреть и обсуждать фильмы советских времен для детей и подростков: «Бронзовая птица», «Кортик», «Макар-следопыт», «Юные мстители», «Усатый нянь», «Переходный возраст», «Колыбельная для брата», «Сказка о звездном мальчике», «Белый Бим – Черное ухо», «Приключения Петрова и Васечкина», «Республика ШКИД», «Черная роза – эмблема печали», «Завтра была война», «Вам и не снилось», «Доживем до понедельника», «Чучело» и другие (до современного кино пока руки не дошли, будем рады рекомендациям в комментариях).

· Совместная уборка. Можно устроить соревнование. Например, кто быстрее уберет свою комнату, кто чище уберет и лучше украсит, кто выбросит больше мусора из своей комнаты.

· Настольные игры. Есть игры, которые очень интересно делать самим. Например, игры «Монополия», «Активити» или «Лепешка» (описание игр можно найти в интернете).

· Игра «Ты где?». Замечательна тем, что помогает ребенку в любой момент осознать самого себя. В любой момент времени в течение дня задавать вопрос: «Ты где?». Ребенок должен ответить: «Я здесь», а далее пояснить с использованием всех модальностей (зрение, слух, запах, осязание, вкус). Например, что-то типа того: «Сижу на кухне на твердом стуле, вижу вазу, пахнет супом, ем печенье, мне вкусно». Эта игра полезна и для взрослых. Помогает отрегулировать эмоциональное и физическое состояние через осознанность.

· Нарисовать плакат с именем ребенка, развернув каждую букву имени: Дима – Добрый, Изобретательный, Мастер на все руки, Атлет.

· Шумные игры: потолкаться, покричать определенное, точно заданное время и уметь быстро замолчать или замереть при сигнале ведущего. Эта игра снимает накопившееся напряжение.

· Час непослушания. Объявить час непослушания, в течение которого ребенок (дети) могут делать все что хотят, например на просьбы взрослых отвечать: «Нет», «Не буду», «Не хочу», «Не заставишь». Родители в это время должны просить, упрашивать, убеждать, чтобы ребенку было «вкусно» говорить «Нет». На всякий случай ввести правило – если будет что-то разбито, разбросано, после часа непослушания все должно быть убрано.

· Вспомнить игры советского детства, например «Резиночку». И места много не занимает, и обеспечит двигательную активность.

· Снять фильм – «Как я справляюсь с сидением дома». Если детей много, каждый снимает свой фильм, потом – совместный просмотр.

· Разговор о планах на будущее (как проведем лето и другое). Сочинить рассказ про лучший летний день.

· Разрисовать скатерть (специальную скатерть и рисовальные принадлежности можно купить в магазине www.shopudachi.ru ).

· Плетение из газет (описание этого простого и очень интересного и полезного занятия можно найти в интернете).

· Смотреть и обсуждать исторические фильмы (в поддержку изучения истории в школе).

· Молиться вместе, если вы верующие, или ввести какие-то другие «охранительные» ритуалы или ритуалы «памятования» о других людях Земли, борющихся с изоляцией и болезнью (например, зажженная свеча помогает создать особое пространство). К.Г.Юнг говорил: «Ритуалы успокаивают бессознательное».

· Игра, которую мы назвали условно «Поехать в Тулу». Автор игры – одна из чудесных девочек-подростков, которая «уезжает в Тулу» каждый раз, когда устанет от семейного взаимодействия. Она фантазирует приезд в гостиницу, получение постельного белья и проч. Мы предложили развить эту игру в изучение достопримечательностей и совершение виртуальной экскурсии по городу.

· Поиграть в кафе. Кто-то из членов семьи может быть официантом, а кто-то посетителем.

Чем хорош карантин, какие возможности он нам предоставляет:

· Есть возможность развивать чувство идентичности ребенка (подростка) с точки зрения принадлежности семейной системе.

· Обучение соблюдению границ в семье.

· Совместные дела и игры способствуют сближению.

· Никому не надо торопиться и бежать, есть возможность поговорить по душам. Кстати, подростки нечасто готовы говорить по душам открыто, в живом формате, но чувствуют себя более безопасно, если могут писать и получать ответы в WhatsApp или в ВК. Даже если вы находитесь в соседних комнатах, используйте эту возможность поговорить. К тому же в таком общении проще удержаться от чтения нотаций, а применять активное слушание.

Желаем всем родителям как можно более спокойно и весело провести это непростое время, с пользой для детей и взрослых!

Опубликовано 06.04.2020.

На основе этой статьи были подготовлены  публикации на сайте ДТСЗН, портале ЦССВ и сайте Мэра Москвы:

https://dszn.ru/press-center/news/3294

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=241730503883171&id=112674970122059 

https://www.mos.ru/news/item/72388073/  

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения