РЦСУ «Спутник»Онлайн в сфере семейного устройства. Мнения участников Лаборатории «Психоленд» | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Онлайн в сфере семейного устройства. Мнения участников Лаборатории «Психоленд»

Автор:  Мнацаканян Виктория Эдуардовна

Есть ли смысл занятий в онлайне? Какие условия необходимы? Какие практики можно применять?

В условиях самоизоляции очень важна и нужна поддержка других людей. Ощущение радости, от того, что ты не один, дает мощный позитивный всплеск эмоций, а удовольствие от общения со знакомыми людьми в пространстве Эфира — возможность чувствовать себя более свободным.

Но не слишком ли много онлайна? Дети учатся онлайн, родители им помогают онлайн, малыши засыпают под онлайн, и у специалистов обучающие онлайн-занятия, и т.д., и т.д.

17 апреля 2020 прошла онлайн-встреча регулярной группы ««Психоленд. Лаборатория развития профессиональных навыков специалистов сферы семейного устройства», участники которой – специалисты разных организаций сферы семейного устройства, завершившие курс «Развитие навыков на основании телесно-ориентированных методов и арт-терапии».

На встрече мы обсуждали возможности и риски онлайн-работы с подопечными специалистов сферы семейного устройства. И вот к каким выводам мы пришли.

Сейчас все перегружены онлайн-пространством, и, если родители раньше за уши не могли оттянуть детей от гаджетов, то теперь не могут за уши притянуть к ним. Похоже, что нужно пожалеть детей и оставить их в покое. НО!

Если шел психотерапевтический процесс офлайн, то его нужно продолжать в онлайн-режиме, считает Александра Галич, педагог-психолог из ЦССВ имени Ю.В. Никулина. Она рекомендует быть очень внимательными к обеспечению безопасности при онлайн-консультировании, предупреждая родителей о том, что у ребенка на время встреч с психологом должно быть свое пространство, которое нельзя нарушать.

Зульфия Юсуфкулова, педагог-психолог ЦССВ «Полярная звезда», рассказала об особенностях построения контакта, о возможности регулировать дистанцию в онлайн-формате так же, как мы это делаем при личном контакте. Еще, по запросам участников, она провела очень эффективную телесную практику контакта с собой через «центрирование» – дыхание и внимание в  область живота, источника нашей силы.

По мнению Елены Корсаковой, с детьми и подростками возможны разнообразные формы общения в Эфире. Елена  – руководитель службы сопровождения ЦССВ «Центральный», и у нее большой опыт проведения разных мероприятий в сетях. Вот ее рекомендации:

«Очень хорошо проходят флешмобы – это и увлекательно, и познавательно. Самым маленьким даем задания: на прогулке найти веточку, которая им что-то напоминает. Потом веточки фотографируем, отправляем нашему психологу, а он из них формирует общую картинку.

Дети постарше могут писать стихи.

В сетях очень важно ставить границы, потому что увлеченные участники могут выкладывать свои шедевры в любое время дня и ночи. Поэтому договариваемся на платформах о правилах, определяем точное время  для общения, стараемся его не нарушать».

Светлана Тимченко, педагог-психолог ЦСПСиД «Восточное Дегунино», рассказала о своем опыте ведения страницы в ютубе. Светлана записала несколько видео, посвященных регулированию эмоционального состояния (например, вот ссылка на технику «Дыхание океана» https://youtu.be/dCJvmok80e0).

Из минусов онлайн-встреч мы выделили то, что видим «говорящие головы» и сами ими являемся.

Поэтому мы поняли, что очень важно подключать телесные практики, возвращая участников к тому, что сейчас они ощущают в теле, давать дыхательные и двигательные разминки, во время перерывов ставить музыку.

А я, Вита Мнацаканян, провела технику «Путешествие в Лес», соединяющую в себе недирективный гипноз Милтона Эриксона, практику работы со своим телом и арт-терапию. В результате мы получили углубленный контакт с собой, прекрасные рисунки и хорошее настроение.

А еще очень целительно и весело, когда домашние питомцы входят в кадр. На нашей встрече это возникло спонтанно и привнесло много радости и энергии. После знакомства наших питомцев в онлайне, мы пришли к выводу, что наши любимцы не случайно приходят к нам во время таких встреч, они «заземляют» нас в земной реальности, спасая от пространства Эфира. Коты забирают негативные, собаки – выделяют позитивные вибрации и эмоции.

Также мы поняли, что проводить «динамичные группы» сложно, но очень ресурсно, так как включает всех в работу не только как пассивных слушателей и исполнителей, но и как соведущих. Ведущий тренер должен очень тщательно и скрупулёзно подготовить свой план занятия, но на самом занятии быть гибким, следуя запросам, возможностям и актуальным потребностям участников.

Спасибо всем участникам Лаборатории «Психоленд» – вы творческие, профессиональные и живые!

Всем хорошего настроения! Вита Мнацаканян

Опубликовано 23.04.2020.

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения