РЦСУ «Спутник»«Приемный ребенок и приемная семья в образовательной среде. Актуальные проблемы и пути решения». Секция Ресурсного центра семейного устройства на международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой (20-23.10.2014) | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Приемный ребенок и приемная семья в образовательной среде. Актуальные проблемы и пути решения». Секция Ресурсного центра семейного устройства на международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой (20-23.10.2014)

На международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца» несколько лет проходила постоянно действующая секция, которую организовывал Ресурсный центр семейного устройства.  На III Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи» (Образование со смыслом: особый ребенок в образовательном пространстве), который состоялся 20-23.10.2014, это была секция №2 «Приемный ребенок и приемная семья в образовательной среде. Актуальные проблемы и пути решения».

Рассматривались также темы «Причины школьной дезадаптации у детей-сирот и детей из приемных семей и как помочь приемным детям и приемным родителям», «Готовность школы и школьного сообщества к обучению в их классе приемных детей и детей-сирот». Общее количество участников – более 200 человек (около 70 человек на каждом из трех заседаний секции).

В ходе форума прозвучали следующие выступления от участников Секции №2. Пленарные выступления: 

— Степина Наталья Александровна, педагог, руководитель Общественного ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект Благотворительного фонда «Здесь и сейчас»)

«Приемный ребенок в школе: причины и предупреждение школьной дезадаптации.  Взаимодействие семьи, школы и помогающих специалистов как залог школьной успешности приемных детей. Поддержка обществом процесса инклюзии сложных детей».

— Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, один из первых руководителей проектного семинара по проблемам социального сиротства

«Преодоление трудностей в обучении у детей – сирот и особых детей средствами рефлексивно-деятельностного подхода».

— Гайкалова Анна Ильинична, воспитатель,  практикующий психофизиолог, троекратный усыновитель, писатель — автор психологического и философского романов, а также методического пособия для принимающих семей, ведущая Клуба замещающих семей АНО Центра «Про-мама»

«Подход к системе образования в свете тенденций изменений ценностей социума последних лет».

Работа секции 20 октября  

Круглый стол «Обзор проблем, связанных с образованием детей – сирот из учреждений и приемных детей».

 Модераторы:

Терновская Мария Феликсовна, канд. пед.наук, АНО Центр «Про-мама», Государственный ресурсный центр содействия семейному воспитанию,

Степина Наталья Александровна, руководитель Общественного ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект Благотворительного фонда «Здесь и сейчас»,

Никитин Владислав Михайлович, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних«Дом милосердия», Санкт-Петербург,

Альшанская Елена Леонидовна, руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Выступления:

— Гобова Елена Сергеевна, приемная мама, ст. научный сотрудник ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО

«Трудности школьной жизни приемного ребенка (о комплексном преодолении педагогической запущенности приемного ребенка и повышению эффективности его занятий)».

  • Атмашкина Галина, приемная мама, редактор и администратор форума сайта «Семейное образование».

В работе круглого стола приняли участие приемные родители, специалисты служб сопровождения, специалисты учреждений и школ. Обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители при обучении их приемных детей, проблемы ребёнка- сироты из детского дома при переводе в массовую школу, проблемы учителя, проблемы других  учеников, проблемы родителей других детей, пути преодоления всех этих проблем.

Круглый стол «Перевод детей-сирот из школы-интерната в массовую школу: трудности интеграции и адаптации. Разбор реальной ситуации». 

Модераторы:

Миронова Светлана Александровна, психолог, педагог-психолог. АНО Центр «Про-мама»,

Грицай Юлия Владимировна – директор Центра образования № 734 «Школа самоопределения» («Школа Тубельского»),

Нанушвили Татьяна Николаевна – педагог-психолог уполномоченной службы сопровождения замещающих семей ГБОУ Детского дома № 48,

Труженковская Элла Григорьевна – старший воспитатель ГБОУ Детского дома № 48, педагог с 12-летним стажем работы с детьми, в том числе детьми-сиротами.

 Участники: родители, учителя, педагоги детского дома, специалисты службы сопровождения, занимающиеся терапевтической работой с детьми и подготовкой их к семейному устройству.

Вопросы для обсуждения: Трудности интеграции и адаптации детей-сирот в массовой школе.

Работа секции 21 октября 

 Тема дня: «Школьная дезадаптация у детей-сирот и приемных детей и как с ней справиться»

Семинар:  «Причины школьной дезадаптации у детей-сирот и детей из приемных семей и как помочь приемным родителям».

Модераторы:

Чупрова Мария Александровна, к. психол.н., педагог-психолог ГРЦССВ,

Левина Марина Юрьевна, президент Общественного благотворительного фонда «Родительский мост», г.Санкт-Петербург. 

Выступления:

— Курова Алла Николаевна, психолог, аспирант МГППУ, психолог Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»,

— Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии, и.о. декана факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета

 «Обзор проблемы школьной дезадаптации у приемных детей и помощь приемным семьям в подготовке к школе приемного ребенка».

— Чупрова Мария Александровна, к. психол.н., педагог-психолог ГРЦССВ

«Причины школьной дезадаптации у детей из приемных семей».

— Левина Марина Юрьевна, президент Общественного благотворительного фонда «Родительский мост», г.Санкт-Петербург,

— Козлова Ольга Викторовна, психолог фонда «Родительский мост», г.Санкт-Петербург,

— Картавенко Елена Владимировна, аспирант, психолог фонда «Родительский мост», г.Санкт-Петербург

 «Школьная дезадаптация у приемных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, и как с ними справиться».

— Зарецкий Юрий Викторович, к.психол.н., психолог ГБУ ЦССВ «Наш дом».

«Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот».

— Кобыща Елена Игоревна, тьютор, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования» МПГУ, федеральный эксперт в сфере индивидуализации и тьюторства Межрегиональной тьюторской ассоциации

«Тьюторство как ресурс в работе с особым ребенком в образовательном пространстве».

— Русаковская Ольга Александровна,  специалист-психолог ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» г. Москвы.

«Рефлексия опыта ведения школы приемных родителей».

Мастер-класс « Как можно добиться реальной инклюзии в массовой школе: терапевтический подход для родителей и учителей»

(How to achieve the meaningful inclusion in mainstreams school: A therapeutic approach to parenting and teaching)

Модераторы:

Франческа Фонсека, O.B.E., независимый консультант служб социальной помощи, Англия,

Али Вомби, независимый социальный работник и семейный медиатор, Англия,

Мэгги Сворбрик, руководитель программы мнопрофильной терапевтической фостерной службы, графство Оксфордшир, Англия.

 

Работа секции 22 октября

 Тема дня: «Проблемы с обучением, возникающие у детей-сирот и детей из приёмных семей, и как с ними справляться в школе».

 Семинар.  Готовность школы и школьного сообщества к обучению в их классе приемных детей и детейсирот.

 Модераторы:

— Лопатина Вера Ивановна, зам. директора ГБУ ГРЦ ССВ, кандидат психологических наук, заслуженный учитель РФ,

— Дониченко Ольга Георгиевна, директор ГБОУ Окружной центр Психолого-медико- социального сопровождения г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

 Выступления:

— Байрамова Лариса Владимировна, педагог-психолог высшей категории, ведущий ШПР ИРСУ,

Гарбузенко Ирина Владимировна, психолог-консультант, ведущий ШПР ИРСУ

«Представление книги Людмилы Петрановской «В ваш класс пришел приемный ребенок».

— Михайлова Нина Николаевна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, кандидат пед. наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета

«Педагогическая диагностика с точки зрения поддержки ребенка в образовании».

— Миронова Светлана Александровна, психолог, педагог-психолог АНО Центр «Про-мама»

«О необходимости проведения обучающих семинаров для учителей  (рассказ о положении дел в школах Москвы с обучением и адаптацией приемных детей и детей-сирот, причины школьной дезадаптации, компетенции педагогов, их знания об особенностях эмоционально-волевой и когнитивной сфер детей, программа базового тренинга-семинара для учителей)»

—  Волкова Елена Витальевна, директор школы №1497 г. Москвы, отличник образования РФ, имеет опыт работы учителя и директора в инклюзии детей с ОВЗ, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из социально незащищённых семей, в течение 10 лет её школа является базовой ресурсной площадкой Московского городского психолого- педагогического университета. Имеет опыт работы с тьюторством

«Нужно ли школе готовиться к «инклюзии» детей-сирот и приемных детей?  Подготовка учителей к обучению приемных детей».

— Акованцева Людмила Ивановна, психолог отдела сопровождения ГБОУ Окружной центр психолого-медико-социального сопровождения г. Москвы. Имеет опыт работы психолога в инклюзивной школе, окружной ПМПК, содействия школьным психологическим службам в создании индивидуальных образовательных программ

«Педагогическая поддержка детей в образовании как основа создания индивидуальной образовательной программы».

— Новокрещёнов Илья Владимирович, директор ГБОУ Школа № 2095 «Покровский квартал». Имеет опыт работы в школах Басманного района №353, № 661 по обучению и сопровождению детей из патронатных и замещающих семей Детского дома №19 «Центр патронатного воспитания», реорганизованного в ГБУ Городской Ресурсный Центр содействия семейному воспитанию.

— Филиппова Наталья Сергеевна, учитель математики, зам директора ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал». Имеет опыт работы в учреждении повышенного уровня образования Лицей №1581 при МГТУ им. Н.Э. Баумана по адаптации детей-сирот и детей из социально незащищённых семей.

«Зоны ответственности специалистов в современной ситуации инклюзивного образования».

— Кремнева Светлана Николаевна, зам.директора Колледжа малого бизнеса №4 (структурное подразделение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532»), педагог-дефектолог, имеет 10-летний опыт работы школы по инклюзии воспитанников интерната №4, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специальную (коррекционную) школу,

— Кошечкина Елена Геннадьевна, педагог-психолог интерната №4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время заместитель директора по учебной части Колледжа малого бизнеса №4 (структурное подразделение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532»). Имеет опыт работы инклюзии детей сирот VIII вида в системе профессионального образования

«Опыт работы коррекционных школ VIII вида и интерната с обучающимися детьми-сиротами: проблемы и поиски решения трудных ситуаций».

— Егорова Ирина Григорьевна, директор ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №282, опыт работы более 10 лет с ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский» ЦАО г. Москвы,

— Материнский Артём Григорьевич, соц.педагог, клинический психолог,  учитель русского языка и литературы, имеет опыт работы по сопровождению и адаптации детей Социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних «Красносельский» ЦАО  г.Москвы

«Опыт взаимодействия общеобразовательных школ с детским приютом. Проблемы, пути преодоления трудностей».

Мастер-класс 1. «Программа психологической подготовки приемных детей к школе»

Ведущая: Неупокоева Ольга Сергеевна, коррекционный психолог Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект БФ «Здесь и сейчас»), специалист по нейропсихологической диагностике и сенсо-моторной коррекции.

Мастер-класс 2. «Школьная  неуспешность.  Как помочь семье и ребенку?»

Ведущие:

Масальская Ирина Андреевна, семейный психолог и тренер ШПР АНО Центр «Про-мама»,

Ерофеева Елена Сергеевна, канд. психол. наук, клинический психолог, АНО Центр «Про-мама».

Вопросы для обсуждения – объективные и  субъективные причины, формирующие школьную неуспешность, какие сложности претерпевает приемный ребенок, когда приходит в школу, как родители могут помощь ребенку привыкнуть, не страшиться и быть успешным.

Работа секции 23 октября 

Тема дня: «Вопросы взаимодействия родителей, педагогов и служб сопровождения»

 Семинар. «Роль служб сопровождения в преодолении проблем с обучением у приемных детей, родителей и школы, проблемы, успешный опыт и технологии».

 Модераторы:

Рязанова Ирина Павловна, руководитель и основатель Благотворительного фонда «Большая перемена»,

Панюшева Татьяна Дмитриевна, канд. психол.наук, детский психолог, психотерапевт, нейропсихолог, АНО Центр «Про-мама».

Выступления:

— Рязанова Ирина Петровна, руководитель и основатель Благотворительного фонда «Большая перемена»

«Педагогический консилиум в БФ «Большая перемена» как эффективный способ организации партнерства для преодоления образовательных проблем ребенка».

— Касицина Наталья Викторовна, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства, а также один из руководителей Исследовательской группы «Большой перемены», научный консультант педагогов и кураторов «Большой перемены»

«Поддержка социального партнерства в полипрофессиональном поле Образовательного центра БФ «Большая перемена».

— Никитин Владислав Михайлович, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом милосердия», г.Санкт-Петербург.

«Примите ребенка»: алгоритм взаимодействия социальных организаций и сопровождающих служб с образовательными организациями в процессе обучения детей, лишенных достаточной родительской заботы. Разделение ответственности на этапе начала работы с ребенком; формы и порядок обмена информацией, мониторинга ситуации, принятия решений; сбор и анализ необходимой информации; составление плана развития ребенка».

— Нестерова Екатерина Алексеевна, специалист по социальной работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом милосердия», г.Санкт-Петербург,

— Виктория Олеговна Хом, заведующая приемным отделением, врач-педиатр социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом милосердия», г.Санкт-Петербург.

«Помогите успеть»: потребности, формы и ресурсы комплексной поддержки в процессе обучения ребенка, лишенного достаточной родительской заботы».

— Фещенко Марина Владимировна, социальный педагог, психолог, Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми.

«Организация взаимодействия школы, семьи и помогающих организаций в целях решения школьных проблем приемного ребенка». 

— Панюшева Татьяна Дмитриевна, психолог, психотерапевт, канд. психолог. наук,  АНО Центр «Про-мама»

«Роль специалистов, сопровождающих приемную семью, при возникновении проблем во взаимодействии со школой: возможные форматы оказываемой помощи  (причины возникающих в школе проблем у приемного ребенка,  формы возможного сопровождения замещающих семей при решении проблем в школе,  профилактические меры взаимодействия со школами)».

«Информация о текущем исследовании, проводимом в Центре «Про-мама» на тему взаимодействия замещающих семей со школами».

Мастер-класс 1. «Способы находить общий язык с детьми и преимущества, которые нам дает владение общим языком».

Ведущая: Гайкалова Анна Ильинична, воспитатель,  практикующий психофизиолог, троекратный усыновитель, писатель — автор психологического и философского романов, а также методического пособия для принимающих семей, ведущая Клуба замещающих семей АНО Центр»Про-мама».

Существует ли и насколько богат наш общий с детьми язык? Тот самый, который призван обеспечить нам двухстороннее  приятие передаваемой информации.  Насколько часто и насколько доходчиво мы демонстрируем детям собственную мотивацию к знаниям и ту выгоду от имеющихся знаний, которая должна выглядеть несомненной? И мы видим, что без первого пункта второй останется не соблюденным. Каково у нас примерное соотношение умения требовать к умению в наших детей искренне верить?

Мастер-класс 2. «Приемный ВИЧ-инфицированный ребенок и учебные учреждения: проблемы и пути их решения»

Ведущая: Березина Елена Васильевна,  директор БО «Крымский фонд «Наша надежда», международный эксперт по вопросам социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Приемная мама двух детей (стаж 6 лет), г.Симферополь.

Когда в школу приходит приемный ребенок, это сложно для всех участников. А если у этого ребенка — ВИЧ-инфекция, это сложнее во сто крат. Чем пугает такой ребенок? Какие у него особые потребности? Как процесс обучения, общения сделать безопасным для всех участников учебного процесса?

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения