РЦСУ «Спутник»Статья «Роль творчества в развитии приемного ребенка дошкольного возраста» педагога-психолога Бжезицка Н.М. | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья «Роль творчества в развитии приемного ребенка дошкольного возраста» педагога-психолога Бжезицка Н.М.

 «Роль творчества в развитии приемного ребенка дошкольного возраста»

Любое творчество представляет собой созидающую деятельность ребенка, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Конечным итогом этой деятельности является некий итог, продукт, который, как правило, осязаем. Это поделка из разных материалов, рисунок, построение на песке или что-то другое. Советский психолог Л. С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный характер. Личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной, творческой деятельности. Особенно в дошкольном возрасте, который характеризуется интенсивным развитием воображения, как основы творчества, ребенок приобретает неоценимый опыт в познании окружающего мира и формировании когнитивных функций.

Помимо созидающей деятельности из творческих материалов, воображение так же находит свое развитие и в такой важной деятельности, как игра. Поскольку личность ребёнка формируется под влиянием всех обстоятельств жизни, то особенно важно давать ребенку время и пространство для его творческого самовыражения, поскольку в дошкольном возрасте именно через творчество и игру ребенок учится осваивать социальные формы взаимодействия, перенимает опыт поколений, учится социальному взаимодействию, а так же выражает свои эмоции и переживания.

Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Когда в семье появляется приемный ребенок, вся семейная система претерпевает изменения. Необходимо время, чтобы новый семейный элемент «приобрел форму того пазла, который полноценно встроится в картину семьи». Приемные дети всегда приходят к нам с тем багажом опыта, который так или иначе повлиял на формирование их личности. К сожалению, часто этот опыт не вполне благополучный, а порой и откровенно тяжелый даже для восприятия взрослого человека. Социально неблагополучные семьи, в которых растет ребенок первое время, дают ему деструктивные установки, негативные представления о мире, ложные путь взаимодействия в социуме. То же можно сказать, если ребенок вырос в условиях системы, имея опыт депривации, часто пренебрежения его нуждами, эмоциональной недостаточности.

Именно поэтому так важно давать ребенку перестраивать деструктивные представления и установки с помощью игры и творческого развития. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая деятельность является игровой, именно через воображение и подражание происходит наиболее успешное усвоение социальных программ и навыков.

Проигрывая с ребенком сюжеты, даже негативные, родитель имеет возможность постепенно менять те негативные проявления, с которыми ребенок попал в новую семью. Важно не ругать ребенка, а чаще хвалить за позитивные исходы игр.

Крайне эффективна в этом возрасте сказкотерапия благодаря которой в психике ребенка можно изменить его негативный опыт, перезаписать его, используя гибкость его нервной системы и свойство памяти.

Таким образом, акая важная деятельность у детей в дошкольном возрасте является ключом родителям для управления психическими процессами у приемного ребенка, позволяя направлять его развитие, формирование социальных установок и взаимоотношений, давая ребенку разные варианты исхода негативных событий, которые он помнит, и позволяя перенаправлять свою линию развития на конструктивный лад.

 

 

Литература

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб  «Питер», 2008.

2.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1996.
  2. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. – М.: Высшая школа,1998.

 

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения