РЦСУ «Спутник»Поющие сердца | РЦСУ «Спутник»
Меню
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Поющие сердца

С 2017 года в Ресурсном центре семейного устройства «Спутник»  стартовал  социальный проект «Поющие сердца». Автор и руководитель проекта — Перцева Екатерина Александровна,  педагог дополнительного образования.

Актуальность  проекта обусловлена увеличением  количества  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с низкой степенью социализации. Государство признает за собой ответственность за эту категорию детей и делает решительный шаг в сторону гуманизации общества. Но «дети с особыми образовательными потребностями» обязательно нуждаются в дополнительной поддержке, испытывают потребность  в коррекционно-педагогической помощи по причине несформированности их эмоционально-волевой сферы.  Интеграция таких воспитанников в коллектив здоровых детей требует определённого подхода, так как те психологические трудности, с которыми сталкиваются дети и подростки с ОВЗ, накладывают отпечаток на весь детский коллектив в целом. Перед нашим  учреждением  встал  вопрос  о поиске новых путей создания в учреждении коррекционно-развивающей среды, формирующей устойчивые эмоционально-волевые качества воспитанников с ОВЗ,  адекватное социально-эмоциональное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка и имеющимися личностными ресурсами.

В связи с этим  был разработан социальный проект – создание вокальной студии, деятельность которой направлена не только на развитие специальных певческих навыков и способностей у воспитанников, но и на оптимизацию условий для эффективного освоения социальных ролей, компенсацию дефицита личностного развития, социальную интеграцию ребенка в сферу значимого общения средствами социально-культурной деятельности.

Цель проекта –  формирование устойчивых  качеств эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в условиях  вокальной студии.

В учреждении была создана рабочая группа по реализации проекта, были определены функции и полномочия каждого ее участника, а также были разработаны нормативные документы, необходимые для реализации проектной деятельности.

Целевой аудиторией проекта являлись воспитанники центра «Спутник» с ограниченными возможностями здоровья,  в возрасте от 12-18 лет,  в количестве 12 человек.

Проект безграничен, это открытая классная комната-зал, где каждый участник имел  возможность  раскрыться  и реализовать свой талант. К ребятам  в течение года приезжали различные актеры, эстрадные исполнители, педагоги  по  актерскому мастерству, детские коллективы , которые проводили  открытые мастер-классы с детьми, обучающие уроки, а также просто  беседовали  за сладким столом, специалисты  творческих профессий  изучали  репертуар  для совместного исполнения   и дети тоже выезжали  на концерты к этим коллективам, знакомились  с другими коллективами г. Москвы.
В процессе этой совместной работы, общими репетициями участники приобретали  собственный музыкальный стиль, профессиональное звучание, новых друзей, ездили  в студию  звукозаписи, записали  клип к 9 мая и, конечно же, получили   бесценный опыт общения.

Помимо этого были достигнуты и ожидаемые результаты проекта  по  коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников  с ОВЗ, а также формированию их  устойчивых эмоциональных качеств,  обучению навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения, что  в дальнейшем  может стать основой  их  успешной  адаптации  и  социализации в обществе.

При реализации проектной деятельности была разработана  и проведена программа мероприятий по  проекту.

К первой группе относились  организационные мероприятия, целью  которых  было обеспечение грамотной работы проекта с точки зрения психолого-педагогических условий. К ним относятся: создание рабочей группы по работе над проектом; диагностика особенностей высших психических функций, музыкальных, вокальных  способностей участников проекта (до его реализации и по  итогам  проекта).

Ко второй группе мероприятий  относились мастер-классы и тренинги  с состоявшимися эстрадными исполнителями и актерами театров г.Москвы, а также с эстрадными вокальными коллективами, целью которых является обучение участников проекта эстрадному искусству, актёрскому взаимодействию со зрителем и раскрытие собственного творческого потенциала, а так же коррекционно-развивающие  музыкальные занятия по разработанной  адаптированной программе педагога дополнительного образования.

К третьей группе относились мероприятия, в рамках которых участники проекта знакомились  с театральными и концертными постановками в качестве зрителей, с целью развития навыка созерцания, получения опыта исполнения и поведения на сцене, а также  анализа творческого материала.

Четвертая группа мероприятий – собственные выступления участников проекта, студийная звукозапись, выступление на  конкурсах, фестивалях, мероприятиях  центра, на городских мероприятиях, а также  на заключительном отчетном концерте  по завершению  реализации проекта, в совместном  исполнении музыкальных  произведений с эстрадными исполнителями. Участвуя в этой группе мероприятий, воспитанники могли  проявить умения и навыки, полученные ими в ходе реализации проекта.

Проект был реализован при междисциплинарном  взаимодействии  педагога-психолога, замдиректора по общим  вопросам, педагога дополнительного образования, а также благотворительного фонда «Маленькие таланты», художественного центра «Дети Марии», привлеченных  актеров  и эстрадных  исполнителей  города Москвы. Информация о  реализации проекта, а также новости  по  проекту публиковались на сайте учреждения, в  фейсбуке,   на сайтах благотворительных  фондов.

По завершению проекта были  получены  результаты, которые доказали его эффективность. Действительно, совместная творческая деятельность в атмосфере безусловного принятия и позитивного отношения способствует развитию навыков самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, умения работать в команде и поддерживать друг друга, а также быть полноценным членом детского коллектива вне зависимости от ОВЗ и социального статуса.

Воспитанники — участники проекта стали более коммуникабельны, ответственны, у них появилось стремление и желание к сотрудничеству, взаимной поддержке. Ребята не боятся выступать  на сцене, занимают призовые места на вокальных городских конкурсах, выражают свою потребность  в помощи  и доверии со стороны окружающих. Эмоции воспитанников стали более выраженными, их высокая активность часто сочетается с рассудительностью, приближенной к социально приемлемым формам.

Итогом проекта в 2017 году стал общий концерт с различными исполнителями  и актерами с исполнением музыкальных произведений, которые  были использованы  на совместных  мастер-классах  и занятиях.

Работа по проекту продолжается. Успешный опыт реализации проекта может  использоваться специалистами реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, реализующими психолого-педагогическую деятельность, педагогами основного и дополнительного образования, а также сотрудниками благотворительных организаций и волонтерами, работающими с детьми с ОВЗ.

* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения
Хочу получать информационные рассылки и анонсы:
* Все поля, отмеченные «*» обязательны для заполнения