Программы подготовки для специалистов по семейному устройству

В ГБУ Ресурсный центр семейного устройства организована подготовка специалистов сферы семейного устройства.

Программа № 1. Модель деятельности многофункциональной организации по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Для кого. Курс предназначен в первую очередь командам специалистов из организаций, занимающихся устройством детей-сирот в семьи — детских домов, домов ребенка, центров содействия семейному воспитанию, НКО, других. Курс будет также полезен отдельным специалистам, желающим получить комплексный взгляд на вопросы реализации права ребенка жить и воспитываться в семье — детским и взрослым психологам, социальным педагогам, специалистам по социальной работе, специалистам органов опеки и попечительства, занимающихся помощью детям-сиротам, подготовкой кандидатов в приемные родители и сопровождением приемных семей.

Продолжительность курса — 104 часа

Форма работы — тренинг

В результате прохождения программы слушатели получат представление о модели работы многофункционального центра, занимающегося семейным устройством детей-сирот. Познакомятся с ключевыми процессами работы по семейному устройству детей: работа с кровной семьей, подготовкой ребенка к устройству в замещающую семью, подготовка кандидатов в замещающие родители, подбор семьи и ребенка, сопровождением замещающих семей, постинтернатный патронат. Овладеют основными механизмами, обеспечивающими связанность этих процессов между собой: работа со случаем, программа индивидуального развития ребенка, технология консилиума. Получат представления о содержании технологий работы с детьми-сиротами, кровными и замещающими. Приобретут готовность к организации комплексной работы с этими группами клиентов в рамках принципов приоритета потребностей ребенка.

 

Программа № 2. Тренинг тренеров Школ приемных родителей

Для кого. Тренинг предназначен для специалистов, занимающихся подготовкой замещающих родителей: психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов.

Продолжительность курса — 72 часа

Форма работы — тренинг

В результате прохождения программы слушатели получат представление об этапах, содержании и технологии проведения тренинга; освоят методы тренинговой работы — ролевых игр, модерации, работы в малых группах, тематических упражнениях, и участвовать в их разработке для тренинга подготовки потенциальных замещающих родителей. Слушатели научатся конструировать программу тренинга в соответствии с целями и задачами подготовки потенциальных замещающих родителей, особенностями обучения взрослых, принципами и этапами проведения тренинга.

Программа № 3. Подготовка начинающих специалистов Школ приемных родителей 

Для кого. Обучение предназначено для начинающих специалистов, занимающихся подготовкой замещающих родителей: психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов.

Продолжительность курса — 72 часа

Форма работы — тренинг

В ходе тренинга слушатели получат базовые знания о проведении тренинга подготовки потенциальных замещающих родителей, включающие в себя знание о порядке, содержании и технологиях подготовки граждан, выразивших желание принять детей в свою семью. Обучение основано на системном подходе к семье.

Слушатели познакомятся с основными направлениями работы с потенциальными замещающими родителями, разными видами и формами консультирования в соответствии с проблемами замещающих семей. Узнают о том, как проводится социально-психологическое изучение (со-исследование) воспитательских компетенций, социально-психологической готовности, ресурсов и рисков личных, семейных, социального окружения граждан, выразивших желание принять в свою семью ребенка.

Программа № 4. Формирование эффективной команды в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Для кого. Тренинг предназначен для команд (в составе руководителей и специалистов) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжительность курса — 16 часов

Форма работы — тренинг.

Тренинг направлен на сплочение сотрудников внутри организации и улучшение  коммуникаций между ними, а также на создание самоорганизующейся, динамичной команды, способной к автономной деятельности. В результате прохождения тренинга слушатели познакомятся с основными принципами создания и развития эффективной команды. В процессе тренинга будет проходить работа по развитию навыков успешного руководства процессом создания команды, распределению командных ролей и выявлению лидерского потенциала, формированию атмосферы доверия и партнерства в команде, выстраиванию эффективной коммуникации. На тренинге происходит анализ конфликтных ситуаций и отработка навыков бесконфликтного поведения.

Программа № 5. Работа с кровной семьей, ребенок в которой, признан нуждающимся в помощи государства или находится на воспитании в организации.

Для кого. Курс предназначен для специалистов, работающих с семьями, в которых существует риск изъятия ребенка из семьи или чьи дети находятся на государственном обеспечении — социальных педагогов, специалистов по социальной работе, психологов, юристов.

Продолжительность курса — 32 часа

Форма работы — тренинг

В результате прохождения программы слушатели получат представление о системной организации работы по социальному патронату, об этических нормах и основных принципах и ценностях работы, алгоритмах работы по социальному патронату на основании существующей нормативно-правовой базы.

Будут отрабатываться навыки коммуникации и установления контакта с кровной семьей ребенка, навыки диагностики кровной (расширенной) семьи ребенка, навыки планирования работы с семьей с целью возвращения в нее ребенка, а также сопровождения семьи и ребенка.

Программа № 6. Типология личности Myers-Briggs (Майерс-Бриггс) и практика ее применения в организациях для детей-сирот

Для кого. Курс предназначен для руководителей и специалистов широкого круга организаций, в том числе работающих с детьми-сиротами, кровными и замещающими семьями.

Продолжительность курса — 16 часов

Форма работы мини-лекции, презентация, ролевые игры, групповая дискуссия

В результате прохождения программы у участников будут расширены представления о глубине сущностных различий между людьми, что даст простой и работающий инструмент для повышения собственной эффективности в повседневных взаимодействиях с коллегами, воспитанниками, подчиненными. Слушатели познакомятся с типологией личности Myers-Briggs (Майерс-Бриггс) как системой анализа индивидуальных типологических различий между людьми. Слушатели на практике научатся определять тип личности собеседника, осознавать различия между людьми и признать ценность этих различий. На тренинге будут наглядно продемонстрированы особенности поведения и взаимодействия с различными типами личности, сильные стороны и типологические ограничения каждого из них.

Программа № 7. Работа с выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  (постинтернатный патронат). 

Для кого. Курс предназначен для руководителей отделов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по социальной работе, психологов, воспитателей, занимающихся сопровождением выпускников организаций для детей-сирот.

Продолжительность курса — 8 часов

Форма работы —тренинг

В результате прохождения курса слушатели познакомятся с системным и процессным подходом к работе с выпускниками организаций для детей-сирот, получат понимание алгоритма постинтернатного сопровождения и представление об основных профессиональных компетенциях специалистов, осуществляющих постинтернатный патронат. Узнают основные правила составления договора и ведения личного дела выпускника. Научатся проводить работу с социальными институтами при интеграции в социум и осуществлять анализ  успешной адаптации выпускника.

Программа № 8. Профилактика синдрома эмоционального выгорания специалистов сферы семейного устройства.

Для кого. Курс предназначен для широкого круга специалистов, в том числе работающих с детьми-сиротами, замещающими и кровными семьями

Продолжительность курса — 56 часов (1 занятие в месяц)

Форма работы — тренинг

Тренинг направлен на формирование умений и навыков диагностики эмоционального выгорания и раскрытие внутреннего потенциала по его преодолению. В результате прохождения программы слушатели получат представление о механизмах, фазах и признаках синдрома эмоционального выгорания и научатся основным приемам его диагностики у себя. Будут отрабатываться навыки осознанности (знание своих ресурсов, зон роста и ограничений) и методы саморегуляции и самопомощи для профилактики эмоционального выгорания. Слушатели также познакомятся с правилами профессионального контакта и отработают их на практике.

Программа № 9. Комплексная диагностика когнитивного и эмоционально-личностного развития ребенка в работе специалистов ЦССВ. Практический инструментарий и необходимые навыки 

Для кого. Курс предназначен для психологов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность курса — 24 часа

Форма работы —тренинг

В результате прохождения курса слушатели приобретут навык проектировать и осуществлять психолого-педагогическую диагностику когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Овладеют технологиями получения, обработки и интерпретации данных психодиагностического обследования. Научатся разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка, а также использовать полученные в ходе диагностики данные в дальнейшей реабилитационной работе с ребенком.

Программа № 10. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей

Для кого. Тренинг предназначен для сотрудников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность курса — 32 часа

Форма работы —тренинг

В результате прохождения тренинга  слушатели познакомятся с  периодизацией психофизического развития ребенка. Узнают виды жестокого обращения и их последствия для физического, интеллектуального, эмоционального, социального и сексуального развития ребенка. Научатся различать в развитии и поведении ребенка последствия депривации потребности в привязанности и идентичности. Узнают стадии и особенности переживания горя и потери ребенком.

Программа № 11. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью

Для кого. Курс предназначен для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность курса — 72 часа

Форма работы —тренинг

В результате прохождения курса слушатели научатся проводить диагностику актуального психоэмоционального состояния. Определять объем депривационных нарушений в развитии ребенка. Научатся разрабатывать индивидуальную программу адаптации и подготовки ребенка к жизни в замещающей семье, формировать психологическую готовность ребенка к жизни в замещающей семье, проводить мониторинг готовности ребенка к помещению в семью, формировать запрос на подбор замещающей семьи, отвечающей индивидуальным потребностям ребенка.

Программа № 12. Системный семейный подход в работе с детьми, оставшимся без попечения родителей, их кровными родственниками и замещающими родителями

Для кого. Тренинг предназначен специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность тренинга — 8 часов

Форма работы —тренинг

В результате прохождения тренинга специалисты познакомятся с законами развития семейных систем, параметрами семейной системы, стадиями жизненного цикла семьи. Узнают основные отличия семейной системы и системы государственного учреждения, в котором живет и воспитывается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Научатся применять системный подход в работе с ребенком и семей.

Программа № 13. Сопровождение семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание 

Для кого. Курс предназначен для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность курса — 8 часов

Форма работы —тренинг

В результате прохождения курса специалисты узнают основные правовые аспекты сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, способы мотивирования семьи к сотрудничеству. Будут знать основные виды и характеристики кризисных семейных ситуаций и технологию работы со случаем.  Научатся проводить мониторинг актуального состояния семьи и дифференцировать ситуацию, разрабатывать план работы с семьей, выстраивать межведомственное взаимодействие, направленное на преодоление кризисной ситуации, организовывать деятельность по сопровождению.

Программа № 14. Технологии социально-педагогической и воспитательной работы в системе семейного устройства.

Для кого. Курс предназначен для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Продолжительность курса — 8 часов

Форма работы —тренинг

В результате прохождения тренинга специалисты познакомятся с технологией работы специалистов учреждения от получения информации о приходе ребенка в учреждение до его зачисления, а также с технологией приема ребенка в семейную группу. Научатся собирать и анализировать информацию о ребенке и его кровной семье, устанавливать контакт с ребенком, составлять план индивидуального развития ребенка и организацию жизнедеятельности воспитанников в семейной группе. Узнают цели, задачи и организацию работы консилиума.