Обучение специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период 2015-2016 гг.

В период с ноября 2015 года по июнь 2016 года проводилось обучение специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В центре внимания обучающих мероприятий находятся ценностные и организационные аспекты, в соответствии с которыми выстраиваются функциональные обязанности сотрудников. Обучение специалистов осуществлялось через передачу слушателям базового набора средств и инструментов, без углубленного погружения в специальные вопросы, которые требуют дальнейшего узкоспециализированного обучения. Основные темы:

  • Основные принципы и подходы в работе организации по семейному устройству

  • Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей

  • Технологии социально-педагогической и воспитательной работы в системе семейного устройства

  • Системный семейный подход в работе с детьми, оставшимся без попечения родителей, их кровными родственниками и замещающими родителями

  • Работа с кровной семьей, ребенок в которой, признан нуждающимся в помощи государства или находится на воспитании в организации

  • Организация содействия устройству детей на воспитание в семью. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью. Составление запроса на семью.

  • Сопровождение семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.

  • Работа с выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общий курс составил 72 академических часа. Обучение проводили 23 специалиста Ресурсного Центра. Занятия проводились в интерактивной форме. В период с ноября 2015 г. по июнь 2016 г. в обучении приняли участие 138 человек из 7 организаций:

п/п

Организация

Кол-во человек

1

ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки»

25

2

ГБУ ЦССВ «Спутник»

24

3

ГБУ ЦССВ «Возрождение»

12

4

ГБУ ЦССВ «Гармония»

20

5

ГБУ ЦССВ «Южный»

18

6

ГБУ ЦССВ «Полярная звезда»

17

7

ГКУ ЦССВ «Юнона»

22

 

В завершении обучения проведены итоговые занятия, которые проводились в форме деловой игры «Разбор случая в условиях идеальной модели организации». Также была получена обратная связь по всему курсу обучения. Слушатели отметили, что в процессе обучения они узнали много полезного и нового в частности познакомились со структурой организации семейного устройства и взаимодействия между службами (отделами). Благодаря занятиям смогли познакомиться друг с другом и узнать более подробно кто и чем занимается, что в свою очередь поможет выстроить взаимодействие внутри организации. В своей работе готовы использовать комплексный подход в системе семейного устройства, активировать работу консилиума, составлять запросы на семью, осуществлять последовательность работы по устройству ребенка в семью, использовать качественные показатели обеспеченности потребностей развития ребенка, упражнения и многое другое. Но в то же время есть обеспокоенность тем, что выполнение некоторых задач практически невозможно из-за ряда причин, например, недостаточность специалистов, отсутствие междисциплинарного взаимодействия, как внутреннего, так и внешнего, инертность системы и отсутствие руководителей организаций на обучении.

За период обучения между слушателями и специалистами Ресурсного центра сформировались доверительно-позитивные взаимоотношения, немаловажным фактом для этого послужило то, что обучение проводили практикующие специалисты, имеющие опыт работы и использующие доступные методы обучения. Таким образом слушателями сформирован запрос на дальнейшее сотрудничество по различным направлениям и вопросам:

  • организация супервизий

  • обучение новым технологиям работы

  • экспертная помощь

  • встречи по обмену опытом

  • организация профессиональных сообществ по различным направлениям работы (работа с кровной семьей, работа с выпускниками организаций, сопровождение замещающих семей)

  • информационно-методическое сопровождение

  • семинары, тренинги

В 2016 — 2017 годах обучение организаций для детей-сирот будет продолжено. В октябре начинается новый поток обучения Центров содействия семейному воспитания.