Патологические привычки у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Жесткое воспитание с физическими наказаниями, затяжные психотравмирующие факторы (алкоголизм родителей, постоянные ссоры, эмоциональная депривация) –  причины, вызывающие постоянное напряжение, в котором живет ребенок.

Предполагается, что именно для временного снятия этого напряжения ребенок сознательно начинает совершать те или иные действия. Гипотетически, эти действия снижают актуальный уровень тревоги. Таким образом, привычные действия фиксируются в жизнедеятельности ребенка.

В патологическихдействиях ребенок обнаруживает мазохистические тенденции. Выдергивание волос, обгрызание ногтей до крови, патологическое расчесывание причиняют страдания и боль.

Снаибольшейчастотойтакназываемы«вредныепривычки»возникаютприпатологическихсостояниях, развитиекоторыхопределяетсясочетаниемпсихогенных, органическихинаследственно-конституциональныхфакторов. Однакодляребенка, которыйнаходитсявучреждениидлядетей-сирот, неменеезначимоивлияниесоциальныхфакторов.

Данный семинар знакомит участников с классическими теориями и современными концепциями, клиническим материалом и нормальными привычками (например, сосание материнской груди новорождёнными), переходящими в привычные патологические действия (ППД)–  сосаниепальцаиязыка, обгрызаниеногтей,выдергиваниеволос, бровейиресниц,самопорезы, раскачиваниятеломикручениеголовой, допубертатнаямастурбация. Будетрассмотрентакжерядэлементарныхповеденческихстереотипий, представляющихсобойгруппуспецифическихрасстройств, характерныхдлядетейиподростков.

Насеминаребудутданыпрактическиесоветыкакреагироватьнавредныепривычкиудетейикакпомочьконкретномуребенкусправлятьсясними.

Программа семинара

 Теоретическая часть

  1. Определение и виды патологических привычных действий (ППД). Различие и сходство с навязчивыми состояниями у детей и взрослых. Разграничение патологических действий от их непатологических аналогов.
  2. Яктация (раскачивание телом и головой)
  3. Сосание пальцев и языка.Кусание и сосание окружающих предметов (постельного белья, игрушек, мебели и т.п.)
  4. Онихофагия (кусание ногтей).
  5. Трихотилломания (кручение и выдергивание волос, выдергивание бровей и ресниц).
  6. Отклонения в развитии системы эмоциональной регуляции и нарушение процесса формирования и развития общения при наличии ППД
  7. ППД и социальные нормы.
  8. Профилактика и коррекция ППД.

Практико-ориентированная часть

Анализ и обсуждение кейсов. Разбор конкретных случаев.

Дата 29 и 30 марта 2018 г.

Ведущая: Моло́дая Наталия Юрьевна, клинический психолог, педагог-психолог

Категория слушателей: Специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объем обучения: 16 часов

Формы обучения: Мини-лекции, практические задания, групповые дискуссии.

Режим занятий: Двухдневный семинар.