Реализация дополнительных общеразвивающих программ осуществляется специалистами реабилитационного отдела.
По дополнительным общеразвивающим программам в учреждении занимаются дети, проживающие в семейных группах, из патронатных семей и из опекунских семей города Москвы по договору сопровождения.
Возрастная категория- дети от 5 и до 18лет.
Занятия особенно актуальны при работе с детьми, переживающими травму утраты семьи, воспитывающимися в условиях учреждения, в замещающей семье.
Все ниже перечисленные программы опираются на следующие принципы:
*принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
*принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
*принцип доступности обучения;
*принцип игровой деятельности,
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Керамика», 2017г.
Составитель программы Глебова А.О.
Цели программы: Развивать познавательные и творческие способности детей через обучение декоративно-прикладному творчеству-технике лепки.
Актуальность и особенность программы
Сегодня, очевидно, что работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Исследования деятельности детского мозга и психики детей выявили зависимость уровня развития речи ребенка от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Установлено, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем больше ребенок развит в интеллектуальном плане. Поэтому важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Глина – уникальный материал, который меняет свои физические свойства на разных этапах работы. При работе с глиной формируется навык ручной лепки, происходит развитие мелкой моторики, а при лепке крупных вещей задействуются многие мышцы тела.
На конечном же этапе керамическое изделие – несомненное подтверждение того, что ребенок может сделать своими руками красивую и полезную вещь, а это уже вклад в повышение самооценки.
На конечном же этапе керамическое изделие – несомненное подтверждение того, что ребенок может сделать своими руками красивую и полезную вещь, а это уже вклад в повышение самооценки.
Каждый, кто работал с глиной, отмечает ее положительное влияние на психическое состояние. Глина послушно следует за движением рук и принимает любую форму. Глина идеально подходит для передачи эмоционального состояния человека, его переживаний, для работы с ними. Процесс обработки глины доставляет много положительных эмоций.
Новизна данной программы состоит в том, что автор объединил в одном развивающемся комплексе разнообразные виды сенсорной и моторной деятельности: лепку, рисование и конструирование.
Программа составлена на основе:
- Декоративное фарфоровой посуды, Хладек, -М., Легпромбытиздат, 1990г.
2.Керамика Гжели. Т.И. Дулькина, Н.С. Григорьева.-М., Художник РСФСР, 1988г.
3.Лепка в начальных классах. Н.М. Конышева. – М., Просвещение, 1985г.
4.Народное гончарство России. – М., Советский художник, 1984г.
5.Немецкая керамика. – Л., 1984г.
6.О профессионализме народного искусства. – М., Советский художник, 1985г.
7.Психологическая диагностика развития ребенка. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. – М.: АНО «ПЭБ», 2007
8.Психология. М. Кузин В.1997г.
9.Работа с глиной, гипсом, С.Л. Славицкий. – М., Просвещение, 1975г.
10.Русская игрушка. – М., Советская Россия, 1987г.
11.Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. Л.Ф. Акумов, В.А. Крапивин. – М., Высшая школа, 1984г.
12.Учимся рисовать: комплект из четырех пособий. Салмина Н.Г., Глебова А.О. – М., Вентана-Граф, 2007г.
- Дополнительная общеобразовательная программа
« Юный художник» 2017г.
Составитель программы: Васильева К.А.
Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, в частности, детей, воспитывающихся в детских учреждениях, а также приемных детей. Занятия изобразительным творчеством особенно полезны детям с особенностями развития. Включение таких детей в группу, совместное занятие творчеством способствует формированию отношения доброжелательности и понимания.
Программа составлена на основе программы изостудии «Юный художник», автор – М. С. Ведясова, педагог дополнительного образования высшей категории студии изобразительного искусства Центра дополнительного образования детей (Сборник программ педагогов центра дополнительного образования детей «Творчество плюс мастерство», Вологда, 2005». Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
- Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный музыкант», 2017г.
Составитель программы Фиданян Ю.Л.
Цель программы: обучение ребенка игре на классической шестиструнной гитаре и приобщении его посредством музыкально-исполнительской деятельности к музыкальному искусству, в развитии духовно-нравственных качеств личности обучающегося и его музыкально-эстетического вкуса.
Программа направлена на :
-Формирование и развитие техники игры на классической гитаре;
– формирование и развитие умений и навыков сольного и ансамблевого исполнения музыкального произведения;
– приобретение обучающимися определенного объема музыкальных знаний, умений, практических исполнительских навыков. Необходимых для дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
-выявление музыкальных способностей и творческого потенциала детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее одаренных и талантливых из них в области музыкального искусства.
Программа составлена на основе:
- Типовой образовательной программы « Классическая гитара» Захаров Д.В./ Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.-М., 1986./
- Педагогический репертуар гитариста. Шестиструнная гитара 1-2классы детских музыкальных школ.Вып. 2/ Сост. Е. Ларичев.-М.,1972.
- Педагогический репертуар гитариста. Шестиструнная гитара 3-5 классы детских музыкальных школ. Вып.5/Сост. Е. Ларичев.-М., 1982.
- Школа игры на шестиструнной гитаре. Агафонин П.-М.,1983.