Миссия или призвание?

Наверное, в мире нет ни одной такой профессии, кроме профессии педагога, которая отнимала бы столько душевных сил, а потом возвращала их тебе в стократном размере. Быть педагогом – это счастье. Счастье – когда тебя каждый день встречают детские улыбки, любопытные детские глаза,  огромное количество неожиданных вопросов. По-моему, счастье нашей профессии в том, что наше детство никогда не заканчивается, оно продолжается каждый день, и проживаем мы его каждый день многократно. Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые моменты.

Сколько себя помню, пела я всегда, и когда пришла пора определяться с выбором профессии, не колеблясь, решила посвятить себя музыке. Придя в Центр, педагогом дополнительного образования стала не сразу, но всегда старалась в каждое дело привнести музыку, творчество, песню. И вот моя мечта сбылась, я – педагог дополнительного образования, я руководитель вокальной группы «Поющие сердца».

Пение обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка и даёт уникальную возможность совместной деятельности с детьми. Можно сказать, что педагог проходит свой путь становления личности вместе со своими воспитанниками.

Для себя я определила основные принципы, которые легли в основу становления меня как педагога.

На первое место я поставила любовь, любовь к своим воспитанникам. Нельзя учиться не любя, нельзя учить не любя. Дети всегда чувствую отношение педагога, его настроение. У равнодушного педагога ребёнок не учится, он его терпит, а в дополнительном образовании он просто не придет на занятие. А дети все разные, они такие, какие они есть. Не секрет, что не ко всем детям любовь складывается с первого взгляда. Как быть?  Нельзя подходить ко всем воспитанникам с одной установкой. Надо научиться видеть в каждом ребёнке положительные черты и перспективу его развития, а не искать «недостатки». Нужно говорить с ребёнком так, чтобы он почувствовал себя особенным, почувствовал поддержку. Не надо скупиться на выражение своих эмоций, бояться приобнять  в доверительном разговоре, погладить, вспомнить случай из своей жизни или же пошутить. Эмоциональный контакт – это первый ваш шаг к ребёнку и первый шаг его к вам.

Но одной любви, безусловно, мало. Мне педагогу надо еще быть и профессиональным психологом и  разработать такие условия, которые позволят достичь единства в совместной деятельности руководителя и воспитанников.

Для себя я чётко усвоила, что дети не исполнители нашей воли, а творческие личности. Достичь успеха можно только в ситуации сотрудничества. Творческий коллектив – это, прежде всего, команда. И моя задача создать такие условия, при которых все звенья этой команды работали бы как единое целое. Это возможно только в диалоге. Именно тогда, когда происходит обмен мыслями, причем, не только со стороны педагога, но и со стороны детей, рождается сотрудничество. И какое огромное счастье испытываешь, когда каждый ребята, забыв обо всём, с головой окунаются в творческий процесс. И сотрудничество превращается уже в сотворчество педагога и детей.

Немаловажным аспектом в моей деятельности  является создание каждому ребенку на каждом занятии ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; предоставление максимальной возможности испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими.  Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Можно смело утверждать, что когда ребенок впервые скажет себе: «я  молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, а вдохновитель и организатор – Учитель». Совсем не обязательно, чтобы ребенок, однажды пришедший в вокальный кружок, стал профессиональным певцом. Но очень важно, чтобы однажды он почувствовал себя счастливым! Задача педагога – культивировать человеческую личность, дать ей опору, чтобы стала она уверенной в себе и счастливой.

Личность педагога, безусловно, накладывает определенные черты на характер своих воспитанников. Особенно сильно это происходит во время обучения детей. Чтобы увлечь ребенка занятиями вокалом, необходимо самой быть увлеченной, творческой личностью. Постоянно удивляться и удивлять самой. Удивляться тому, что уже сам знаешь, очень трудно, но в этом и заключается профессионализм педагога. А ещё ребята любят популярность. Именно профессиональную. Чтобы он был самым умелым, мастером в своем деле! Нужно обязательно проецировать эту популярность на ребёнка, чтобы и он старался быть таким же. Ведь дети неосознанно подражают своему педагогу, стараются соответствовать ему, и сами стараются достичь лучших результатов в творческой деятельности, а потом и в жизни.

«Поющие сердца» – это, прежде всего, творческий коллектив, в котором каждый может реализовать себя. У  кого-то это может получиться лучше, чем у других. У нас есть свои «звёздочки»,  которые могут повести остальных за собой, вдохновить их.  Совместные занятия – это настоящий творческий процесс, в котором мне достаётся роль восхищённого наблюдателя.

Мне кажется, что работая с детьми, мне удалось привлечь их внимание, и найти к ним поход. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников. Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью. Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого педагога.

Екатерина Перцева, Москва, 2018 г.

Изображение pixabay