Работа с кровной семьей, ребенок в которой признан нуждающимся в помощи государства или находится на воспитании в организации

Программа для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время осуществляется реорганизация учреждений для детей-сирот и их перепрофилирование в организации семейного устройства, что подразумевает в первую очередь обследование кровных семей ребенка с целью выявления ресурсов семьи для возвращения ребенка в нее.

Работа с кровной семьей, ребенок в которой признан нуждающимся в помощи государства, или находится на воспитании в организации, является основой профилактики социального сиротства. Эта работа актуальна и в настоящее время, так как здесь удается воздействовать на причину «социального сиротства», а не на следствие. Чем качественнее сработают специалисты, работающие в этом направлении, тем меньше будет «сломанных» судеб.

Тренинг, который мы предлагаем, направлен на приобретение знаний специалистами об особенностях работы с кровными семьями, на важность личного включения и профессиональной работы.

Цель программы: содействие овладению современными, эффективными технологиями по работе с кровной семьей ребенка специалистами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате прохождения программы:

1) Слушатели приобретут понимание модели работы отдела «Профилактики социального сиротства и социального патроната» как первичного звена многофункционального центра, занимающегося семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) Получат представление о важности воспитания и развития ребенка в кровной семье, значимости для ребенка его кровных связей.

3) Познакомятся с ключевыми процессами работы с кровной семьей ребенка и особенностями работы по возврату детей в кровную семью, такими, как: планирование, организация и реализация социально-психологической поддержки кровных семей по договору о социальном патронате и детей, признанных нуждающимися в помощи государства. Овладеют навыками планирования работы с кровной семьей с целью возвращения ребенка. Познакомятся с технологиями сбора информации о кровной (расширенной) семье ребенка. Научатся использовать алгоритм установления профессионального контакта с кровной (расширенной) семьей ребенка, технологии диагностики семейной ситуации, а также сопровождения кровной семьи и ребенка.

Разделы программы:

1) Основные принципы и подходы в работе Отдела профилактики социального сиротства и социального патроната. Семья в кризисе. Роль и место специалиста в работе с кровной семьей. Алгоритм работы Отдела профилактики социального сиротства и социального патроната. Виды взаимодействий специалистов. Анализ случая.

2) Технология сбора информации о кровной (расширенной) семье ребенка который, признан  нуждающимся в помощи государства или находится на воспитании в организации. Алгоритм сбора информации о кровной семье ребенка. Установление профессионального контакта с клиентами отдела. Тренинг телефонных переговоров.

3) Диагностика семейной ситуации и планирование работы с семьей и ребенком. Алгоритм и методы проведения диагностики семейной ситуации. Визит в семью. Принятие решения о возвращении ребенка в семью, либо о изъятии. Алгоритм планирования работы с семьей с целью возвращения ребенка.

4) Алгоритм сопровождения кровной семьи и ребенка. Терапевтическая функция в работе с кровной семьей. Что не следует делать специалистам при работе с кровной семьей ребенка.

Ведущие: Хлынина Елена Николаевна, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, тренер, руководитель отдела профилактики социального сиротства и социального патроната ГБУ Ресурсный центр семейного устройства; Власова Елена Владимировна, социальный педагог отдела профилактики социального сиротства и социального патроната ГБУ Ресурсный центр семейного устройства.

Категория слушателей: специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей – психологи, социальные педагоги, социальные работники, специалисты по социальной работе, представители администрации, воспитатели, учителя дополнительного образования и другие специалисты, работающие с детьми и семьями.

Объем программы: 36 часов.

Форма обучения: тренинг, включающий в себя мини-лекции, упражнения, групповую дискуссию, ролевые игры, работу в малых группах, разбор случаев, интервизию и супервизию (по запросу).

Режим занятий: непрерывный четырехдневный тренинг.

Сроки проведения: по мере набора группы.