Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей

Программа для специалистов организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся  без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто воспринимаются как «трудные» дети или дети с «трудным» поведением. Тем не менее, это трудное поведение является следствием негативного раннего опыта, который им пришлось пережить – опыта эмоциональной депривации, насилия, жестокого обращения, потери и/или разлуки с семьей и других негативных событий.

Для специалистов, работающих с этими детьми, очень важно обладать умением видеть связь между трудным поведением ребенка и его переживаниями горя, опыта  депривации или насилия, а также различать в его поведении признаки переживания негативного опыта. Для того, чтобы эффективно работать с этими непростыми даже для взрослого человека темами, необходимо понимать и принимать как чувства ребенка, так и свои собственные чувства при соприкосновении с болезненными темами, осознавать свой собственный опыт и его влияние на отношение к «трудному» поведению детей и подростков. Кроме того, необходимо уметь выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации, а также сотрудничать с другими членами команды для формирования комплексной психолого-педагогической поддержки ребенка.

Цель программы: Содействие формированию у специалистов ЦССВ умения видеть в развитии и поведении детей, оставшихся без попечения родителей, последствия негативного раннего опыта.

В результате прохождения программы вы получите возможность развить свои умения работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. В частности, узнать о наиболее важных нарушениях развития, связанных с переживанием детьми опыта депривации, потери близких людей или жестокого обращения. Программа способствует пониманию  причин нарушенного развития детей, проживающих в учреждениях. Вы научитесь  устанавливать причинно-следственные связи между актуальным поведением ребенка и его  переживаниями в прошлом, приобретете опыт осознания чувств ребенка, разлученного с семьей.

Программа состоит из следующих блоков:

1) Возрастная психология. Роль привязанности в развитии ребенка. Последствия депривации.

2) Горе и утрата  как эмоциональная травма. Влияние жестокого обращения на развитие ребенка.

Разработчики программы: авторский коллектив специалистов ГБУ Ресурсный центр семейного устройства.

Ведущие: команда специалистов ГБУ Ресурсный центр семейного устройства.

Категория слушателей: междисциплинарная команда из числа сотрудников разных служб учреждения ЦССВ: психологи, социальные педагоги, социальные работники, специалисты по социальной работе, представители администрации, воспитатели, учителя дополнительного образования и другие специалисты, работающие с детьми и семьями.

Объём программы: 32 часа.

Форма обучения: мини-лекции, тематические упражнения, ролевые игры, разбор случаев, просмотр фильмов, работа в малых группах.

Режим занятий: очное обучение, один/два дня в неделю.

Сроки проведения: по мере набора группы.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.