Профилактика социального сиротства на этапе помещения младенца в дом ребенка или стационар: психологическая работа с семьей и персоналом

Программа для специалистов ЦССВ, Домов Ребенка, органов опеки и попечительства, специалистов отделений новорожденных и отделений раннего возраста (до года)

В любой семье, время рождения ребенка – значимое и запоминающееся событие. С этой отправной точки начинается жизненный путь ребенка в родной семье или… в не родной, или, вообще, не в семье, а в детском учреждении. Однако младенец знакомится со своими родителями еще внутриутробно, и, уже на уровне новорожденного, имеет какие-то представления о них. И уже имеет определенную эмоциональную связь, которую важно в этот чувствительный для развития привязанности период новорожденности и раннего младенчества развить.

Обычно, эта связь развивается естественным образом. Но, в случае отягчающих обстоятельств, семье (как матери, так и отцу) может потребоваться помощь людей, которые их в этот момент окружают: персонал больницы или родильного дома, персонал домов ребенка, специалисты органов опеки и попечительства.

Рождение ребенка с ОВЗ, рождение недоношенного ребенка, изъятие ребенка младенческого возраста считаются отягчающими для психического благополучия родителей и ребенка обстоятельствами.

В трудных жизненных ситуациях такого рода, матери (родители) оказываются в эпицентре психического напряжения, т.к. практически одномоментно у них происходит адаптация по нескольким параметрам: родительство, супружество, проблема в семье, проблема с ребенком, личностные проблемы, послеродовые особенности психики у женщин, взаимодействие с персоналом различных учреждений, социальные ожидания от роли родителя и т.д.

Для снижения риска отказа от ребенка, когда родители просто психологически не выдерживают трудную жизненную ситуацию и отказываются от ребенка, а он на всю жизнь лишается счастливой возможности расти в кровной семье, помощь нужна как самим родителям, так и ребенку.

Поэтому во время этого столь «тонкого» периода, где  потенциально существуют два варианта развития событий (семья или «не семья»), очень важно заниматься профилактикой отказа, чтобы потом не заниматься лечением, более длительным и дорогостоящим.

Цель программы: познакомить слушателей с базовыми стратегиями помощи родителям и ребенку с целью профилактики отказа от ребенка и оказания социальной помощи населению (семье, матери) в трудной жизненной ситуации: рождение ребенка с ОВЗ, преждевременно родившегося младенца,  изъятие ребенка из семьи.

В ходе обучения слушатели смогут получить представление:

1) Об основных конфликтных темах в семье, внутриличностных  трудностях, возникающих  у родителей  в период новорожденности и младенчества в трудной жизненной ситуации (рождение ребенка с ОВЗ, преждевременно родившегося младенца,  изъятие ребенка младенческого возраста из семьи).

2) О стадиях адаптации родителей к своей родительской роли.

3) О способах взаимодействия персонала с родителями и ребенком для формирования и укрепления родственных уз и привязанности.

4) О стратегиях и принципах выстраивания помощи семье и ребенку в трудной жизненной ситуации (рождение ребенка с ОВЗ, преждевременно родившегося младенца,  изъятие ребенка младенческого возраста из семьи) и др.

В программе будут рассматриваться следующие вопросы, которые условно можно разделить на две темы:

1) Младенцы с ОВЗ, преждевременно родившиеся младенцы:     

– основные стратегии  и этапы помощи родителям для преодоления  трудностей, связанных с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– психологические особенности женщины в послеродовом периоде и периоде младенчества;

– учет семейной  ситуации, разработка индивидуальной программы для каждой семьи;

– адаптация к родительской роли;

– способы совладания  с психотравмирующей ситуацией, стратегии работы с психотравмой;

– обучение родителей уходу за ребенком и стратегиям самопомощи;

– формирование привязанности на стадии помещения ребенка в детское учреждение или стационар (работа с образом ребенка у родителей).

2) Условно здоровые младенцы, изъятые из семьи:

– психологический портрет матерей из группы риска, особенности взаимодействия с такими матерями;

– стратегии работы с материнской сферой;

– формирование связи с младенцем в условиях детского учреждения в рамках отдельных занятий для родителей;

– основные психофизиологические и эмоциональные этапы младенческого возраста;

– принципы взаимодействия персонала с младенцем, помещенным в Дом ребенка.

Разработчик и ведущая программы: Соболева Татьяна Викторовна – клинический психолог, детский и взрослый аналитический психолог, перинатальный психолог, педагог-психолог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства.

Объём программы: 18 часов.

Форма обучения: лекции и семинары с отработкой практических навыков через упражнения и видео-материалы. Занятия проводятся на базе ГБУ РЦСУ.

Режим занятий: 4 занятия по 4,5 часа/один раз в неделю.

Сроки проведения: с середины февраля 2018 г.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.