Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью

 

Программа для специалистов ЦССВ, замещающих родителей,

специалистов органов опеки и попечительства

Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью, во многом, определяет успешность его дальнейшей адаптации и, в более широкой перспективе, успешность жизни – его и его замещающих родителей.

Для того, чтобы устройство ребенка в замещающую семью было успешным, очень важно, чтобы все участвующие в этом процессе люди – специалисты, работающие в ЦССВ, специалисты, работающие в органах опеки и попечительства, и, конечно, замещающие родители – понимали, как устроен этот процесс, что влияет на его эффективность. В данной программе рассматриваются разные аспекты и этапы процесса подготовки ребенка к устройству в замещающую семью, среди которых: способы понимания актуального состояния и жизненной истории ребенка, сбора и анализа информации о нем (состояние здоровья ребенка, история жизни его и его семьи, индивидуальные психологические особенности, проблемы личностного развития); практический опыт в распознавании травмы и преодоления ее последствий, а также коррекционно-развивающих занятий (по развитию речи, коммуникативных навыков, познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы и навыков саморегуляции, формированию адекватной самооценки, представлений об окружающем мире, по формированию «образа семьи» – представлений о семейных отношениях и ролях); сопровождение ребенка при устройстве в замещающую семью (организация заочного знакомства с семьей, помощь в установлении и поддержке общения детей и будущих родителей, временное помещение в семью).

Цель программы: содействие в расширении знаний и формирования у слушателей практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье и сопровождению его на этапе адаптации в семье.

Задачи программы:

1) Определение условий, необходимых для успешного устройства ребенка в замещающую семью.

2) Формирование у ребенка психологической готовности к жизни в семейных условиях.

3) Знакомство ребенка с членами семьи и семейным укладом, и традициями, получение семьей реалистичных представлений о ребенке.

В программе будут рассматриваться следующие темы:

  • Знакомство с ребенком. Оценка социальной и медицинской информации.
  • Определение проблемных областей развития личности ребенка.
  • Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и характер его проблем.
  • Способы определения уровня травматизации и индивидуальных ресурсов совладания со стрессом.
  • Техники работы с психотравмой.
  • Техники принятия собственной истории, прошлого и осознания своего настоящего и будущего.
  • Образ будущей семьи.
  • Формирование готовности ребенка к помещению в замещающую семью.
  • Формирование запроса на подбор замещающей семьи для ребенка.
  • Правила проведения заочного знакомства с кандидатами в замещающие родители.
  • «Программа сближения».
  • Организация временного помещения ребенка в семью.
  • Подготовка переезда ребенка в семью.

Разработчик и ведущая программы: Житомирская Елена Георгиевна, психолог, интегративный детский и подростковый психотерапевт, судебный психолог-эксперт по детско-родительским отношениям, автор пособия «Психологическое сопровождение детей 5-6 лет».

Объём программы: 72 часа.

Форма обучения: лекции и семинары с отработкой практических навыков.

Режим занятий: очное обучение, один/два дня в неделю.

Сроки проведения: по мере набора группы.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.