Основы подготовки начинающих специалистов Школ приемных родителей

Программа для начинающих специалистов школ замещающих родителей

Данная программа рассчитана на освоение базовых тем программы Школ приемных родителей. Без знания, погружения и глубокого проживания самим специалистом этих тем вести Школу приемных родителей невозможно.

Цель обучения: освоение специалистами школ замещающих родителей основ подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Курс состоит из следующих тем:

1) Приглашение к сотрудничеству. Содержание и цели программы подготовки специалистов школ замещающих родителей. Правила работы в группе. Знакомство участников обучающего  тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга. Цели и задачи тренинга ШПР (4 часа).

2) Одной любви не достаточно. Потребности развития ребенка и компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей  (4 часа).

3) Ребенок в развитии. Периодизация психического развития ребенка. Понятие социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития. Основные сферы развития (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное), их взаимосвязь. Базовые потребности и действие закона гиперкомпенсации. Общая характеристика основных возрастных периодов: младенчества, раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов (6 часов).

4) Жестокое обращение и диспропорции в развитии. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, эмоциональное насилие, физическое и сексуальное) и их последствия для физического, интеллектуального, эмоционального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие. Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания (6 часов).

5) Ребенок, разлученный с семьей. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности. Типы нарушенной привязанности. Этапы переживания горя (8 часов).

6) Знать свою семью. Семья как система. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейные традиции и правила, семейная иерархия и семейные роли. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Скульптура семьи. Экокарта (8 часов).

7) Ребенок приходит в семью. Особенности протекания периода  адаптации ребенка в семье. Задачи семьи в процессе адаптации (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями семьи) (8 часов).

8) Трудное поведение. Формы трудного поведения: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, прием алкоголя. Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания. Эффективность и приемлемость наказаний. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержек развития совести у детей (6 часов).

9) Безопасное воспитание. Создание безопасных условий для детей в зависимости от их возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в доме ребенка, безнадзорность в кровной семье, бродяжничество и т.д.). Формирование социально-бытовых умений. Охрана здоровья. Способы безопасного поведения ребенка (2 часа).

10) Сексуальное воспитание. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, СМИ в формировании полового самосознания (2 часа).

11) Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Знакомство с основными аспектами действующего Законодательства РФ в сфере опеки и попечительства. (2 часа).

12) Работаем вместе. Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, с биологической семьей ребенка, с социальным окружением и родительским сообществом. (8 часов).

Категория слушателей: начинающие специалисты школ приемных родителей.

Объем программы: 72 часа.

Срок обучения: 9 недель.

Формы обучения: тренинг, включающий в себя обсуждение, разбор конкретных случаев, просмотр фильмов, ролевые игры с последующим анализом и обсуждением, тематические упражнения, работу в малых группах.

Режим занятий: 1 занятие в неделю.

Разработчик программы: Осина Ирина Петровна – педагог-психолог, тренер Школы приемных родителей, системный семейный терапевт, руководитель отдела по подготовке замещающих семей.

Ведущие: Кантова Марина Михайловна – педагог-психолог, психотерапевт, тренер Школы приемных родителей, специалист по сопровождению замещающих семей.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.