Модель деятельности многофункциональной организации по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа обучения специалистов по семейному устройству

В связи с изменениями государственной политики, учреждения для детей-сирот реорганизуются в организации по семейному устройству, основной целью которых становится устройство детей в семьи. Изменение целей и задач деятельности требуют кардинальной перестройки всех процессов работы и сложившейся в учреждении профессиональной культуры, а также дополнительных знаний и умений от специалистов, функционал которых до недавнего времени был направлен на обеспечение постоянного пребывания детей в учреждении.

Вследствие законодательных изменений на базе уже существующих учреждений возникает новый тип организации, отличающийся от прежнего своими ценностями, целями, внутренними процессами, структурой, функциональными обязанностями персонала, коммуникацией внутри организации. Такие фундаментальные изменения означают необходимость перестройки понимания сотрудниками концептуальных и организационных рамок, в которых они осуществляют свою повседневную работу.

В центре внимания программы находятся ценностные и организационные аспекты, в соответствии с которыми выстраиваются функциональные обязанности сотрудников. Обучение функционалу специалистов осуществляется через передачу слушателям базового набора средств и инструментов, без углубленного погружения в специальные вопросы, которые требуют дальнейшего узкоспециализированного обучения.

Цель программы: содействие овладению современными, эффективными технологиями семейного жизнеустройства детей специалистами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы:

1) Создание условий для формирования понимания основных принципов деятельности в рамках профессиональной модели: ценность семьи и семейного воспитания как базового права и важнейшего фактора благополучия ребенка; индивидуальный подход к каждому ребенку; учет всего комплекса потребностей ребенка; командный подход при работе со случаем; преемственность действий специалистов на протяжении всех перемещений ребенка.

2) Формирование у специалистов разных служб общего понимания процессов, составляющих комплексную работу по жизнеустройству ребенка, необходимости обеспечения взаимосвязи процессов и  механизмов, обеспечивающих эту взаимосвязь.

3) Демонстрация модели организации по семейному устройству: цели и ценности организации, структура и описание работы каждого из отделов; основные алгоритмы и технологии работы  в решении задачи устройства ребенка в семью, сопровождения приемных семей, возврата ребенка в кровную семью, сопровождения выпускников, работы с детьми в рамках стационара.

4) Содействие формированию команды.

Программа включает в себя следующие разделы:

1) Установочный тренинг. Основные принципы и подходы в работе организации по семейному устройству (8 часов).

2) Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (16 часов).

3) Технологии социально-педагогической и воспитательной работы в системе семейного устройства (8 часов).

4) Системный семейный  подход в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, их кровными родственниками и замещающими родителями (8 часов).

5) Работа с кровной семьей, ребенок в которой признан  нуждающимся в помощи государства или находится на воспитании в организации(8 часов).

6) Организация содействия устройству детей на воспитание в семью. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью (16 часов).

7) Сопровождение семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание (8 часов).

8) Работа с выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8 часов).

9) Формирование эффективной команды (16 часов).

Результаты программы: В результате обучения слушатели получат представление о модели работы многофункционального центра, занимающегося семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Познакомятся с ключевыми процессами работы по семейному устройству детей: работа с кровной семьей, подготовка ребенка к устройству в замещающую семью, подготовка кандидатов в замещающие родители, подбор семьи и ребенка, сопровождение замещающих семей, постинтернатный патронат. Овладеют основными механизмами, обеспечивающими связанность этих процессов между собой: работа со случаем, программа индивидуального развития ребенка, технология консилиума. Получат представления о содержании технологий работы с детьми и семьями. Приобретут готовность к организации комплексной работы с этими группами клиентов в рамках принципов приоритета потребностей ребенка.

Разработчики программы: авторский коллектив специалистов ГБУ  Ресурсный центр семейного устройства.

Ведущие: команда специалистов ГБУ  Ресурсный центр семейного устройства, занимающихся различными направлениями деятельности (возврат детей в кровные семьи, реабилитация и подготовка детей к семейному устройству, постинтернатное сопровождение, подбор и сопровождение приемных семей,  и т.д.).

Категория слушателей: междисциплинарная команда, состоящая из сотрудников различных служб учреждений ЦССВ – психологи, социальные педагоги, социальные работники, специалисты по социальной работе, представители администрации, воспитатели, учителя дополнительного образования и другие специалисты, работающие с детьми и семьями.

Объём программы: 104 часа (из них 86 часов – практические занятия).

Форма обучения: тренинг с элементами семинара-практикума.

Режим занятий: очное обучение, один/два дня в неделю.

Сроки проведения: по согласованию.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.