Стимуляция речевого развития детей младшего возраста

Звукоподражания чаще всего являются первыми словами в речи маленьких детей. Они обозначают кошку звукосочетанием «мяу», собаку – «ав-ав», корову – «мууу», машину – «би-би».

Предполагают, что первыми словами, которые произнес человек, когда начал говорить, были именно подражания предметным и природным звукам: щебету птиц, зверей, свисту ветра, раскатам грома, шелесту деревьев, грохоту обвалов.

Некоторые слова своим рождением обязаны звукоподражаниям. «Например, когда древние греки хотели изобразить иностранную речь, они произносили „вар-варвар“, отсюда хорошо всем известное слово „варвар“.

Каждый язык по-своему осваивает звучания внешнего мира, и звукоподражания разных народов не всегда совпадают друг с другом. Например, русский петух кричит «ку-ка-ре-ку», грузинский – «гли-ко-ко», французский – «co-co-ri-co». Японская лошадь вместо «и-го-го» произносит «иин-хиин», а лягушка вместо привычного «ква-ква» квакает «гэро-гэро».

Таким образом, звукоподражание (ономатопея, идеофон)– слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. В русском языке существует большая группа слов, которые производятся животными, птицами: мяу, чик-чирик, гав-гав, пи-пи-пи, хрю-хрю, мууу, беее. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха, а также другие природные и предметные звуки: бух-бух, кап-кап, пиф-паф, чпок.

Первые слова, которые произносит ребенок, также чаще всего носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены. Звукоподражательные упражнения с детьми до трех лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звуко произношение малыша, и самое главное – доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.

* * *

Дождик капает – КАП-КАП

С мишкиных мохнатых лап.

Любит летнею порой

Душ принять он дождевой.

* * *

Тикают часы ТИК-ТАК,

Стрелки двигаются в такт.

Мы заводим их опять,

Чтобы время точно знать.

* * *

Плачет Ванечка в пеленках,

Он кричит – УА-УА!

Хочет маленький ребенок,

Чтобы мама подошла.

* * *

В небе гром гремит – БОМ-БОМ,

Слышатся раскаты.

Прячьтесь поскорее в дом

От грозы, ребята!

* * *

На рожке играет Толя,

ЛЮЛИ-ЛЮЛИ, АЙ-ЛЮЛИ!

А коровы ходят в поле,

Щиплют травушку с земли.

 

* * *

БИ-БИ – бибикает машина,

До петушка всего шажок.

Гулял бы лучше возле дома

Неосторожный петушок.

 

* * *

Кошечка мяукает,

Деточек баюкает.

Колыбель качает,

МЯУ напевает.

 

 

* * *

Кошка во дворе гуляет.

Мышка плошку подчищает,

Крошки набирая в лапки,

ПИ – пищит – объедки сладки!

 

Татьяна Борода, дефектолог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства по материалам В.И. Мирясовой «Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников»