“Особенный» ребенок в приемной семье: из опыта работы с детьми с синдромом Дауна

             Особенностью педагогической работы в ГБУ РЦСУ (Ресурсный центр семейного устройства) является то, что специалисты центра работают с приемными  семьями взявшими на воспитание особенных детей. Дети поступают в приемные семьи разного возраста. Как правило с большими проблемами в развитии.

Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребёнок с возрастом самостоятельно научится играть, говорить, одеваться. Это ошибочная точка зрения!  Детям с проблемами развития помощь логопеда и дефектолога необходима.  Занятия с ребёнком не просто пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то, что реальные результаты вы можете получить не скоро. Опыт работы убеждает нас в том, что возможности детей с синдромом Дауна не ограничены узким кругом домашнего обихода и навыками элементарного самообслуживания.

Способность к росту и развитию интеллекта у них, безусловно, шире, чем это принято считать. И особенно очевидно это обнаруживается тогда, когда приемные родители со всей серьёзностью и целеустремлённостью относятся к развитию своего ребёнка. Запаздывание начинается еще с младенческого возраста. Не редко в шести-семилетнем возрасте ребенок имеет задержку речевого развития.

Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных.

К 1 году ребёнок начинает самостоятельно ходить, понимает и адекватно реагирует на команды (просьбы, запреты), легко подражает новым слогам, широко использует жесты. В словаре около 10 слов.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

  • появление навыков запаздывает;
  • навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и так далее);

  • формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому родителям нужно быть внимательными к своему малышу и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Как организовать занятие с малышом?

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни.

Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, определить время максимальной активности ребёнка.

Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка.

Мочалина В.М., Батуева О.Т., педагоги-логопеды ГБУ Ресурсный центр семейного устройства