С.А. Миронова “Как тип привязанности приемных родителей может влиять на успешность семейного устройства”

Как тип привязанности приемных родителей может влиять

на успешность семейного устройства.

Мы все знаем, что надежная привязанность – ключ к здоровому развитию ребенка. Привязанность описывается как  связь, которую устанавливает ребенок на основании чувствительности и  внимания значимого лица, осуществляющего заботу.

Наиболее здоровая привязанность развивается в семье. Без надлежащей привязанности, сформированной в первые месяцы и годы жизни, благодаря родительской сонастроенности на потребности ребенка, люди в большинстве случаев испытывают множество негативных эмоциональных переживаний, включая недостаток стабильности, сложности в саморегуляции и отсутствие базового доверия,  на протяжении всей жизни.

Взрослые с ненадежной привязанностью часто испытывают материальные проблемы, сложности во взаимоотношениях и проблемы в формировании привязанности по отношению к своим детям. Это влияет на развитие их детей и негативный цикл повторяется снова. Исследования, проведенные в США показали, что 72% 21-летних молодых людей имеют тот же тип привязанности, который у них сформировался в детском возрасте на основе отношений с родителями*.

Усыновители и приемные родители должны понимать их собственные стили привязанности, если они хотят помочь своим приемным детям, особенно те, чье собственное детство не было безоблачным.

К счастью, мы можем помочь себе и своим детям. Развивая осознанность по отношению к своему поведению и его причинам, мы можем начать понимать наш собственный тип привязанности и предпринять шаги к тому, чтобы стать более успешным и надежным взрослым.

Выделяют следующие типы  привязанности:

  1. Надежный (Автономный ) – взрослые, которые детально могут описать свой детский опыт. Они чувствуют себя достаточно реализующими свой потенциал и в работе и в отношениях, потому что они не переполнены негативными переживаниями из своих детских лет. Как родители, они по-настоящему присутствуют в жизни ребенка, и могут помочь детям сформировать надежную привязанность. Только 15% взрослого населения имеют надежную привязанность.
  1. Избегающий (Отвергающий)  –  те, кто в детском возрасте часто демонстрировали избегающее поведение. Они избегали контакта со своими родителями или не инициировали этот контакт – не обращались за помощью, предпочитали игры в одиночестве, не делились своими переживаниями. Обычно эти дети не получали достаточного внимания к своим потребностям и потеряли надежду. Среди них много таких, кто рано повзрослел и стал родителем своему родителю.

Во взрослой жизни они могут вести себя отвергающе, высокомерно и несколько цинично, не подпуская к себе близко новых людей или по отношению к своим партнерам. Другой тип поведения – избегающий,  чересчур боязливый  в отношении контактов и знакомств.  Однако за их высокомерием или боязнью скрывается раненый ребенок, которому нужны другие и их интерес. Просто он разучился это понимать, опасаясь близости, в которой он может быть отвергнут, как это часто случалось в детстве.

Среди приемных родителей немало людей с таким типом привязанности.

Эти люди часто имеют хорошие намерения и прекрасно справляются с обязанностями опекунов в материальном плане, обеспечивая физические потребности их детей. Но они не присутствуют эмоционально в жизни их детей, т.к. сами переполнены негативными переживаниями в отношении того что происходит в их жизни. Кроме того, они часто испытывают нужду в удовлетворении их собственных потребностей, а не потребностей детей, которых они воспитывают. Например, родитель берет детей в надежде получить от них любовь и привязанность, а также заботу, которой ему не хватило в детстве. Этот мотив редко осознается, но часто присутствует в намерениях кандидатов.

Такие взрослые составляют около 20% приемных родителей, но в семьях, где усыновление находится под угрозой, они составляют 42%.

  1. Двойственный  (Амбивалентный)  – взрослые, чьи родители были противоречивы в своем отношении к ним. Они могли одно время притягивать к себе своих детей, в другое – отталкивать через пренебрежение, унижение  или физические наказания. В детстве такие дети часто сталкивались с пугающими ситуациями, так что у них не было сил на исследование и познание. Их жизнь наполнена тревогой и напряжением. Они заставляют себя быть в тонусе, мобилизованными и стремятся контролировать свою жизнь.

Как родители они часто бывают импульсивны и непоследовательны. Они часто дают двойные сигналы своим детям, и  дети не очень хорошо понимают чего ожидать. В этих семьях нередко применяются физические меры наказания, как единственная мера воздействия, которую знают люди из своего детского опыта. Но необязательно. Эмоциональное унижение, пренебрежение, крик и прочие индикаторы отталкивания ребенка также  часты.

Процент родителей, имеющих  этот тип привязанности, примерно тот же.

Получается, что в тех семьях, где усыновление не стало успешным, родители  с избегающим или амбивалентным типом привязанности  составляют 84%.

  1. Хаотичная (Дезорганизованная) – те взрослые, которые пережили травматические ситуации в своем раннем детстве, связанные с большим количеством насилия – физического и сексуального. Несмотря на это,  работая с опросником, они не всегда могут описать свой детский опыт. Как родителям, они неспособны  сформировать надежную привязанность в своих детях. Чаще всего они бывают либо удушающе гиперопекающими либо садистическими. Около 1-2% людей составляют этот тип.

В США и многих странах  Европы, где ведется тщательный отбор кандидатов, они не попадают в приемные родители. В России, в отсутствие механизмов отбора и допуска, такие люди иногда становятся приемными родителями. Такие устройства не бывают успешными.

Кроме того, дезорганизованный паттерн привязанности не всегда является чистым и доступным оценке. Некоторые люди с другими ненадежными типами привязанности могут иметь хаотические эпизоды в своем поведении и переживаниях, что мешает им быть успешными – как в работе, так и в отношениях, хотя в целом они вполне социализированы. При соприкосновении с такими эпизодами дети таких родителей могут почувствовать страх, странность происходящего, хаос, непонимание чего от них хотят.

Таким образом, старые раны, связанные с ненадежными типами привязанности, могут вновь ожить перед  трудным поведением ребенка, отражающим его опыт ненадежной и небезопасной привязанности. И тогда очень часто родитель самостоятельно не может помочь ни ребенку, ни себе.

Родители могут лечить эти раны, обращаясь за помощью к надежным друзьям, друг другу, психологам и психотерапевтам. Без этого, приемный ребенок не сможет исцелиться и стать полноценным и счастливым человеком.

Как понять, что вы исцелились и ваша привязанность может быть описана как надежная?

  • Вы можете говорить о том, что происходило с вами в детстве искренне, ясно и последовательно, не уходя от болезненных тем.
  • Вы можете чувствовать стремление простить или прощение по отношению к тем, кто обходился с вами несправедливо.
  • Вы можете говорить обо всем это даже с небольшой долей юмора.
  • Ваши отношения с другими содержат больше тепла, искренности и принятия.

Хорошая новость в том, что неспособность принять трудное поведение приемного ребенка может сигнализировать вам о ваших ранах привязанности и направить вас на путь исцеления. Важно только не перекладывать ответственность за свои родительские неудачи на ребенка.

Исследования условий успешности семейного размещения показывают, что  возвраты не связаны напрямую с плохим поведением детей. Чаще они обусловлены неспособностью  приемных родителей принять и исцелить травмы ребенка, в связи с собственным типом ненадежной привязанности.

 

*Все цифры, приведенные в статье относятся к исследованиям в США.

Источники:

TCU Institute of Child Development . (Producer). (n.d.). Attachment Dance. https://icddigital.tcu.edu/us/Lecture-Series/c/2282

EFFECTS OF ATTACHMENT STYLES OF FOSTER AND ADOPTIVE PARENTS ON THE RELATIONAL INTERACTIONS OF THEIR FOSTER AND ADOPTIVE CHILDREN Taylor Paige Mountjoy California State University – San Bernardino, http://scholarworks.lib.csusb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1175&context=etd

kartiny-Vladimira-Rumyantseva_4