Светлана Персидская. Социально-педагогическая деятельность с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

Лицо с ОВЗ – лицо с отклонениями в физическом и/или психическом развитии, для которого образование (развитие) в обычных условиях, с помощью обычных методов и средств затруднительно или невозможно. По определению ВОЗ – лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ, без специальных условий.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, в том числе специальные образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства, среда жизнедеятельности, а также медицинские, педагогические, социальные и другие услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ (Назарова Н. М., “Специальная педагогика”).
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска средств реализации права на образование и труд лицами с ОВЗ, их адаптации и полноценного функционирования в обществе, ростом числа детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
Подростки с ОВЗ неизбежно аказываются в ситуации социального риска, которая характеризуется нарушением гармонических отношений, равновесия, между личностью и средой. Цель статьи – раскрыть и показать методы и формы работы социального педагога, которые способствовали бы проявлению социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в группе (в обществе), их адаптации в группе; способствовали формированию навыков конструктивного общения у подростков; компенсировали те виды деятельности, которые подростки с ОВЗ не способны выполнять в силу особенностей своего развития. Данные методы и формы работы представляют собой способы организации деятельности социального педагога, в условиях организации, которые должны способствовать формированию терпимого отношения к лицам с отклонениями здоровья, повышению уровня социальной активности лиц с ОВЗ, удовлетворению их социальных гарантий, добавит им уверенности в себе.
Для достижения поставленной цели, необходимо изучить сущность и содержание социально-педагогической деятельности, особенности работы социального педагога в системе образования и профессиональной деятельности, особенности развития лиц с ОВЗ; понять, в чем будут заключаться особенности образования подростков с ОВЗ.
Качество жизни лиц с ОВЗ предполагает профессиональное самоопределение, формирование самосознания обучающихся, развитие у них трудовых навыков и трудоустройство. Мотивация к поступлению в колледж снижается у абитуриентов с ОВЗ из-за низкого качества подготовки в период до профессионального образования, страха быть не признанными. Доступность качественного образования снижается из-за отсутствия бюджетных мест и реабилитационной базы обслуживания в учреждениях среднего професионального образования.
В настоящее время система профессиональной подготовки и обучения детей и подростков с ОВЗ не соответствует существующим требованиям производства и запросам рынка труда, что создает проблемы при подготовки квалифицированных специалистов из числа лиц с ОВЗ, их послудующем трудоустройстве, социальной адаптации. Эффективность существующей системы профессиональной подготовки подростков с ОВЗ значительно снижает то, что требования к качеству производительности и мобильномти труда слишком высоки для них. Однако поэтапность профессиональной подготовки детей и подростков с ОВЗ показывает достаточную эффективность для их становления и развития. И сегодня они имеют возможность получать знания и трудиться [4].
Основным условием в процессе усвоения студентами системы знаний является четкое функционирование всех органов и систем организма, в том числе ЦНС, обеспечивающее процесс адаптации подростка к социуму (в коллективе) и возможность усвоения знаний, умений и навыков. Чем выше уровень зрелости ЦНС, тем выше процесс усвоения.
В отличии от “здоровых” подростков, которые при наличии активной позиции начинают сопротивляться любым педагогическим воздействиям, отказываются учиться, соблюдать дисциплину, подростки с ОВЗ, в силу своей компенсаторной активности, напротив стремятся реализовать себя в учебе, труде, общении.
Это как и у “здоровых” подростков будет являться защитной реакцией, попыткой спрятать, прежде всего от себя самого, глубокое чувство тревоги, “неполноценности”.
Чтобы помочь молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложных для него условиях развития, должен быть специалист, который имеет своей задачей обеспечение благоприятного климата для взаимодействия и развития подростка. Правильно оценивающий особенности данной категории лиц.
Большое число выпускников коррекционных школ, не смотря на имеющиеся у них отклонения в развитии, способны не только успешно осваивать образовательную программуи овладевать некоторыми профессиями, но и эффективно работать на предприятиях производственной сферы и сферы бытового обслуживания населения. К ним относятся строительные специальности (штукатур, маляр, столяр, плотник, облицовщик, плиточник, полировщик); рабочий зеленого хозяйства (ландшафтный дизайн и строительство, садовник, озеленитель); дворник; швея; курьер; фасовщик, переплетчик и др. [6].
Многие родители, из самых добрых побуждений, от любви к своим детям, желания продемонстрировать равноправие своего ребенка, не понимая его особенностей, вредят ему еще больше. Ребенка отдают в обычный детский сад, затем в общеобразовательную школу, в колледж и так далее. Но рано или поздно, особенности развития, характерные данному ребенку дадут о себе знать. С усложнением учебной программы увеличивается и нагрузка на умственную деятельность подростка. Он начинает отставать по программе, все больше и больше его самооценка снижается, повышается чувство тревоги, не только у самого подростка, но и у его родителей. Появляется чувство неполноценности. Это неизбежно влечет за собой нарушение социальной адаптации; затрудняет его развитие в социально-педагогической среде [3].
В настоящее время, образовательная практика показывает, что не стоит бояться коррекционных школ. Правильно организованная деятельность и образовательная среда способна вывести подростка с ОВЗ на особый уровень развития.
Воспитание таких детей должно рассматриваться как комплекс целенаправленных и специально организованных мер и мероприятий по обеспечению и оптимизации процессов адаптации подростка к ребности, у него формируются защитные механизмы, среда воспринимается враждебной, появляются страхи, отвержения. Подростки избегают открытого общения, активности, скрывают свои мысли, переживания.
Методы групповой деятельности являются наиболее эффективными в работе социального педагогга с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как они дают возможность показывать им готовые примеры поведения в той или иной ситуации или решения какой-либо задачи, побуждают к активности. Что является условием продуктивности работы с такими подростками.
В качестве диагностических методов работы с молодыми людьми, имеющими ОВЗ, лучше всего использовать такие методы как:
– беседа, наблюдение, меньше анкетирование, то есть такие методы, которые могут создавать непосредственный эмоциональный и речевой контактс испытуемым. Это необходимо потому, что дети с ОВЗ (в частности VIII вида) лишь ограниченно способны выразить то как они себе чувствуют и что думают. Поэтому обычные личностные тесты, опросники и другие методики, выполняемые по строго заданной инструкции не способны в полной мере отразить всего содержания пробоемы подростка.
Удовлетворение базовых потребностей человека происходит прежде всего в семье. Следовательно, семья играет первостепенную роль в адаптации и социализации подростка в группе (обществе).
Работа с семьей связана, преимущественно, с разрешением социально-психологических и личностных проблем взаимодействия внутри семьи и в обществе, установлением эмоционального равновесия, с обеспечением социальных гарантий семье и подростку с ОВЗ. Семьи, сталкнувшиеся с данной проблемой, можно разделить на две группы. Первая группа – семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в переживания, а стремятся приспособиться к сложившимся условиям жизнедеятельности, наладить быт, отношения с окружающими, узнать как можно больше о болезни [1]. Конструктивное отношение к болезни – это результат эмоциональнойй адаптации всех членов семьи, что помогает им развивать в ребенке навыки, способствующие их взаимной адаптации и его развитию.
Но способных на это семей не так много. Гораздо больше семей относится ко второй группе, в которой отношение к болезни носит деструктивный характер. Они игнорируют проблему, что часто приводит к социальной депривации (Снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми. Отклонение от социальных норм, принятых в обществе.) самой семьи и подростка, отказу от ребенка, жестокому обращению и даже насилию над ребенком. Деструктивное отношение к болезни, в сочетании с нарушениями детско-родительских отношений препятствует процессу реабилитации подростка и ведет к появлению поведенческих отклонений, девиантному поведению. Формирующиеся нарушения поведения являются своего рода бессознательным протестом подростка против непринятия себя обществом, близкими людьми [1].
Необходимыми условиями адаптации подростка с ОВЗ в коллективе являются:
– принятие подростка с ОВЗ всеми участниками процесса взаимодействия в коллективе;
– доброжелательность отношений между всеми участниками процесса взаимодействия;
– налаженная коммуникация семьи с уполномоченными службами и организациями, а также с образовательным учреждением;
– гармоничные и доброжелательные взаимоотношения в сеье.
Критериями оценки эффективности деятельности социального педагога является:
– наличие определенного уровня знаний, умений и навыков у подростка;
– включенность подростка с ОВЗ в социальные отногения;
– еаличие навыков конструктивного общения;
– сформированность социально-полезных установок и ценностей;
– снижение агрессивных реакций, частоты их проявления;
– благоприятный психологический климат в семье, который должен нести в себе чувство эмоционального комфорта.
Условиями эффективности работы с подростками, имеющими ОВЗ, является:
– сформированность четкого представления о том, что мы хотим добиться в результате социально-педагогической деятельности, то есть необходимо иметь четко сформированную цель социально-педагогической деятельности;
– наличие определенного набора методов и форм СПД, с помощью которых данная цель может быть достигнута. Умение их использовать и сочетать;
– возможность использования откррытого образовательного пространства (предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Не формирует определённый образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных измерениях. Позволяет обучающемуся вырабатывать качества ориентации и самоопределения. Ковалёва Т. М.), с целью организации совместной деятельности подростков с ОВЗ и не имеющих отклонений в развитии; наличие минимального уровня знаний, умений и навыков у подростка с ОВЗ.

Список используемой литературы:
1. Профессиональное образование. Столица. “Инновационное непрерывное образование и социализация личности”: № 5, 2007 г. – 36 с.
2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007 г. – 80 с.
3. Романов П. В., Ярская – Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной Рссии. – Саратов: Изд. “Научная книга”, 2006 г. – 260 с.
4. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005 г. – 383 с.
5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – 136 с.
6. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования/ Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. – СПб., 2000 г.