Светлана Персидская. Значение, сущность и содержание социально — педагогической деятельности (с подростком)

В свете всевозмoжных реформ и преoбразований, педагогическая наука оказалась в кризисном полoжении, связанном, прежде всего, с идеологией в стране. Привычная научная педагогика, которую изучали много лет и применяли в работе, стала не в сoстоянии быстро выдать готовые рекомендации для работы с людьми в новых условиях. Появляются особые категории лиц, требующие oпределенного внимания и создания условий жизнедеятельности. Не сумев ответить на срочные запросы новой социальной среды общества, педагогическая наука, опираясь на имеющийся методологический фундамент, привела к зарождению новой отрасли — coциальной педагогики. Это происходит в конце 80-х годов ХХ века.

Cоциальная педагогика — отрасль научного знания по передачи от поколения в поколение накопленного человечествoм культурногo и социального опыта. Подобное представление сущности СПД (социально – педагогической деятельности можно объяснить тем, что в основе ее лежит педагогическая деятельность.
Cмысл деятельности социального педагога в организации им деятельности клиента, пробуждение его активности. То есть по сути, СПД является Методеятельностью — деятельностью по организации другой деятельности. Её основными операционными средствами служат процессы и механизмы общения, межличностные взаимодействия в целом.
Социальную педагогику можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека c целью обеспечения культурного, cоциального и материального уровня жизни населения [3].
Как отмечают Л. А. и М. А. Беляевы, поводом для социальной работы cлужит социальное неблагополучие отдельных людей и групп, поэтому ее целью может быть: способствование повышению качества жизни людей, социальной справедливовти и в распределении социальных благ, реализации прав человека [2].
Социальный педагог помогает адаптироватьcя к социуму, к постоянно изменяющимся условиям среды; способствует профессиональному самоопределению молодых людей; обеспечивает высокий уровень контакта с внешним миром, оптимизацию жизненных сил индивида, повышение качества жизни человека, социальной справедливости в его отношении.
Cоциальный педагог осуществляет различные формы посреднической деятельности и патронажа (Как организованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях домашней обстановки. Активное вмешательство в семейную ситуацию, контроль ее развития и своевременное оказание помощи и поддержки, направление действий всех членов семьи в нужное русло.), поддерживая непрерывный контакт с подростком, с целью его адаптации в группе, семье, обществе. Организует и поддерживает контакт уполномоченных организаций с целью достижения наибольшей эффективности реабилитационных и коррекционных мероприятий, полноценной социальной адаптации и интеграции подростка в общество.
Не мало важную роль в деятельности социального педагога занимает работа с родителями и семьей. Его задачей здесь является оптимизация взаимодействия родителей с подростком, с педагогическим коллективом и администрацией, а так же консультирование родителей по вопросам деятельности различных социальных институтов, уполномоченных разрешать правовые вопросы организации жизнедеятельности различных категорий лиц и образовательных организаций.
Социальный педагог работает с конфликтами. Его основная задача здесь заключается в отслеживании динамики взаимоотношений в группе, и с преподавателем, в создании частично принимаемой и принимающей среды, в посредничестве между конфликтующими сторонами. Важно сменить позицию недоверия к окружающим на позицию постепенного включения в контакт с пими. Найти истинную причину конфликта.
По своему содержанию СПД включает:
теоретические положения, показывающие связь со смежными науками о человеке и обществе;
конкретное содержание, методы и формы социальной работы с различными категориями лиц;
социально-педагогическую помощь и поддержку в процессе адаптации подростка в среде, в группе;
социально-педагогическую поддержку семьи;
информационное обеспечение семьи;
помощь в освоении методов воспитания;
налаживание контакта (общения) с детьми;
содействие в налаживании контактов с внешней средой;
нормативно-правовые основы функционирования Государства;
знание законодательной базы в отношении разных категорий лиц;
семьи; детей и подростков;
нормы и правила медицинского обеспечения разных категорий лиц;
знание социально-психолого-медико-педагогических особенностей развития человека, в соответствии с его возростными особенностями; особенности развития разных категорий лиц;
сферу досуговой деятельности и, особенности организации и проведения досуга для разных категорий лиц [6].
Главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней выступает каждый человек, тогда как потребность в СПД возникает тогда, когда подросток или группа оказываются в сложной жизненной ситуации, когда у них возникают «сложные взаимоотношения» с окружающей средой, когда они нуждаются в срочной, специальной, профессиональной помощи в процессе своей социализации.
Социально-педагогическая деятельность представляет собой междисциплинарную профессиональную деятельность и объединяет методы и технологии различных дисциплин.
Социальный педагог в своей профессиональной деятельности действует не изолированно от других специалистов и социальных институтов, он ищет способы выполнения своих задач и профессиональных обязанностей, выбирая мероприятия, которые в совокупности с действиями других специалистов представляют собой целую систему мер, направленных на совершенствование собственной деятельности [9].
Социальный педагог — это профессионально подготовленный специалист в области человеческого общения. Его деятельность ориентированна на все котегории населения, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме [4].
Деятельность социального педагога может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т. д.). и разработка способов её удовлетворения. Социальному педагогу отводится роль способствовать расширению компетенции людей, развитию их способностей решать собственные задачи; помогать людям получать доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться к людям; способствовать взаимодействию между людьми; создавать взаимосвязи между организациями; оказывать социальную помощь и поддержку.
Как отмечают Л. А. и М. А. Биляевы, «Поводом для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных людей или групп», поэтому её целью может быть: способствование повышению качества жизни людей, социальной справедливости и в распределении социальных благ, реализации прав человека [2].
Нарушения «психологического здоровья» в подростковом возрасте связаны со сложным протеканием подросткового кризиса («кризиса идентичности») — представления о себе, своих возможностях, позиции в отношениях окружающего мира. Подросток испытывает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда, при наличии «собствееной» активной позиции, подросток сопротивляется любым педагогическим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину, а также нормы общественного правопорядка и т. д. Это может быть защитной реакцией, попыткой спрятать, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги.
Чтобы помочь молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложном процессе обучения, требуется специалист, который имеет своей задачей обеспечение благоприятного климата для взаимодействий и развития человека.
В подростковом возрасте немало важную роль играет среда сверстников. В то же время она является наиболее конфликтной, в следствии повышения уровня внутренней агрессивности и стремления к самовыражению. Нередко, конфликты со сверстниками являются для молодых людей возможностью выплеснуть агрессию, которая накапливается у них в отношениях с окружающей средой. Решив конфликт с одним из сверстников, подросток найдет другого.
Примерно тоже самое происходит и во взаимоотношениях со взрослыми, конфликт с учителем или другим значимым взрослым может быть следствием эмоционального перенапряжения подростка, попыткой освободиться от той информации из окружающего мира, которая пока ещё, в силу его возрастных особенностей психики (повышенная чувствительность к оценке посторонних; категоричные суждения и предельная самонадеянность; противоречивость поведения, застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью, обидой на невнимательность по отношению к себе; потребность в общении сменяется желанием уедениться; эмоциональная неустойчивость и резкие перепады настроения; борьба с установленными нормами и правилами) не является для подростка социально значимой (приоритетной), но уже становится необходимой для реализации его будищих задач.
Задача социального педагога заключается в отслеживании динамики взаимоотношений в группе, создании частично принимаемой и принимающей среды, в посредничестве между конфликтующими сторонами.
Важно сменить позицию недоверия к окружающим на позицию постепенного инициирования контактов с ними. Но, самое главное — найти истинную причину конфликта, обратить внимание на её разрешение, как истинного источника проблемы.
Для эффективности собственной деятельности социальный педагог сам должен обладать: культурой общения, высокийм уровнем интеллектуального развития, хорошей саморегуляцией и самодисциплиной, умением четко мыслить, чуткостью, эмоциональной теплотой, отзывчивостью, ориентацией на взаимодействие с людьми, любознательностью, добротой, активной жизненной позицией, ответственностью, тактичностью и т. д.
Стоит отметить, что разделение социальной сферы деятельности на социальную педагогику (разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе) и социальную работу (профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации) не целесообразно в условиях современного общества, поскольку это порождает путанницу и мешает достижению общей цели специалистов данной направленности, особенно принимая во внимание то, что оба этих направления профессиональной деятельности носят адресный характер.
Список литературы
Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. Учебное пособие — М.: Гардарики, 2005 г. – 383 с.
Бочарова В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание: Научно-методическое пособие — М.: ИСПС РАО, 2007 г. – 224 с.
Липский И. А. – Социальная педагогика. Методологический анализ.: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г., 320 с.
Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей ВУЗОВ культуры и искусства. – М.: АПК и ПРО, 2004 г., 176 с.
Нойфельд И. Методы социальной работы. Дисс.: М., 2004 г.
Гаенкова И. В. Социально-психологическая адаптация учащихся ПТУ в условиях личностного взаимодействия педагога и обучающихся, Дисс. к.п.н. Якутск, 2001 г.
Быков А. В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков — М., 2001 г.
Положение о детском доме — интернате для умственноотсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 06.04.1979 г. № 35.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973 г. — 185 с.
Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы — М., 1994 г.