Возможности и ограничения в тренинге подготовки замещающих семей

М.М. Кантова, педагог-психолог

В Центре патронатного воспитания уже более 16 лет работает Школа подготовки замещающих семей. За эти годы участие в тренингах приняло более 900 человек. Мы уверены, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Но для подбора семьи недостаточно только формальных показателей благополучия будущих родителей. Главным критерием отбора замещающей семьи является её желание и способность удовлетворить потребности развития конкретного ребенка. Поэтому особое значение приобретают оценка, отбор и самоотбор будущих замещающих семей.

Программа предназначена для обучения взрослых, у которых, как правило, мало времени, нет желания пассивно усваивать большой объем сведений. Поэтому методика проведения тренинга предполагает активное включение каждого участника через использование активных методов обучения, таких, как психодраматические методы, мозговой штурм, система разнообразных упражнений. Группа участников тренинга неоднородна по социальному статусу, образованию, подготовленности. Но все они — взрослые люди со своими ценностями, со своим жизненным опытом. Они сами могут многому научить, и это важно использовать. Поэтому мы избрали групповую модель работы, позволяющую участникам обмениваться мнениями и опытом, обсуждать проблемы, делиться своими чувствами.

Воспитание приемного ребенка требует от замещающего родителя не только определенных знаний, но и умения чувствовать, сочувствовать. Одни теоретические сведения здесь не помогут. Важно, чтобы кандидат в замещающие родители был в контакте со своими чувствами и был способен понимать и выдерживать чувства ребенка. Поэтому важнейшей составляющей обучения являются упражнения и ролевые игры, позволяющие чувствовать.

Принимая участие в тренинге, отвечая на вопросы, рассказывая о своей семье, кандидаты, может быть, впервые задумываются о том, что обычно находится вне осознания: о распределении семейных ролей, о ситуациях, повторяющихся в их семье из поколения в поколение, о семейных традициях и легендах. Это позволяет им полнее дать себе отчет в мотивах своего решения, понять свои ресурсы и ограничения, предвидеть будущие сложности.

У каждого тренинга есть свои психологические цели и задачи, которые ориентированы на психологическую готовность участников, на соответствующие потребности членов группы, отведенное время. Основная задача тренинга по подготовке замещающих семей – формирование у будущих замещающих родителей осознанную основу воспитания приёмного ребёнка. Это предполагает максимальное понимание перспектив развития замещающей семьи и согласие с этими перспективами. Достижение такого результата является профилактикой возврата детей в социальное учреждение.

Подавляющее количество возвратов детей связано с нереальными ожиданиями родителей и отсутствием личных ресурсов, необходимых для воспитания приёмного ребёнка. Важная задача, которую мы ставим на тренинге перед родителями – самопознание своих сильных и слабых сторон, своих ресурсов и рисков. Человек, владеющий знаниями о себе, представляет, на что он может опираться в трудных для него ситуациях. Он уже принял свои ограничения и столкновение с ними не вызывает невротическую реакцию, а усилия его направлены на поиск внутренних и внешних ресурсов. Информирование участников о ресурсах, предоставляемых специалистами отдела по подготовке и сопровождению семей Центра патронатного воспитания, совместный поиск их в окружении семьи – также важная задача тренинга. Например: разговор на встречах о том, что родитель – это не тот, кто все умеет, а тот, кто знает, как ребенка организовать, создать условия для его гармоничного развития, образования, по отзывам участников, снимает часть тревоги, повышает уверенность в своем решении взять ребенка на воспитание.

Следующая важная задача работы с будущими замещающими родителями – показать, что недостаток навыков и умений, это не пожизненный диагноз. Этот ресурс приобретается и довольно быстро, необходимо только уделить этому время и силы. Данная задача достигается в тренинге активными упражнениями, формирующими у участников знания, умения, навыки взаимодействия с приемным ребёнком, опыт решения проблем, возникающих в семье. Специалисты Центра на всех этапах сопровождения формируют у замещающих родителей следующие знания, умения, навыки:

  • умение понимать ребенка;

  • навыки выстраивания личных границ;

  • умение вести диалог с учётом индивидуальности и возраста ребёнка;

  • навыки оказания психолого-педагогической поддержки;

  • умение проявить свои эмоциональные переживания, чувства.

Все эти гармонизирующие воспитательный процесс навыки формируются и на этапе адаптации приёмного ребёнка в семье, когда родители уже встречаются с конкретными трудностями при взаимодействии с ребенком.

На нашем тренинге возможно осознание участниками индивидуальных рисков, что так же является профилактикой возвратов детей. В этом случае замещающие родители не станут обвинять ребенка и бояться его реакций, а станут искать пути решения возникшей проблемы. Опыт показывает, что родители, прошедшие у нас курс в форме тренинга, идут на консультацию к специалистам с конкретным запросом и пониманием своей ответственности за процесс и результаты взаимодействия с приёмным ребёнком.

Например: ребенок не встает утром и не желает идти в школу. Запрос родителя прошедшего тренинг: «Что я еще могу попробовать сделать?». Запрос родителя, взявшего ребенка без подготовки: «Я больше не могу, он неуправляем. Это безнадежно, это гены…»

Отсюда вытекает следующая задача нашего тренинга – эмоциональное проживание своих страхов и реакций в связи с предстоящим событием – приемом ребенка в свою семью. Страхов реальных (как это скажется на моей семье? Смогу ли я его полюбить? А если завтра я не смогу его прокормить?) и страхов иллюзорных (эти дети только используют приемных родителей, их не изменить, у них плохие гены, вырастет и убьет). Индивидуальный набор страхов перед приемом ребенка в семью испытывает каждый родитель. Если оставить встречу с ними на период когда ребенок уже будет жить в семье, мы увеличим риски и усложним адаптацию. Проживание страхов участников занятий достигается групповыми обсуждениями волнующих тем. Помогают в этом процессе приглашенные замещающие родители, которые делятся своим реальным опытом, полученными знаниями о детях-сиротах, жизненными ситуациями.

Проживание детских состояний – не менее важный аспект тренинга, который достигается ролевыми играми. Побывав в роли ребенка, пережившего разные виды насилия (пренебрежение нуждами, эмоциональное, физическое, сексуальное), кандидаты начинают понимать чувства, которые испытывает ребенок, попавший в похожую ситуацию. Становятся понятными их реакции и поведение. То, что раньше в поведении приёмных детей вызывало отторжение и страх, теперь меняется на сострадание, понимание.

Важной задачей подготовки приемных родителей является психологическое, юридическое, медицинское информирование. Юридическая грамотность необходима не только на стадии приема ребенка в семью (сбор и оформление документов, принятие решения о форме приема ребенка), но и всю последующую жизнь ребенка в семье, когда замещающая семья будет защищать его интересы. Медицинская информация снимает большое количество иллюзорных родительских страхов и дает ориентиры при подборе ребенка.

Психологическая информация подобрана таким образом, чтобы принятие ребенка с агрессивным, девиантным поведением было возможно. Достичь этого можно только поменяв естественные негативные эмоции, возникающие в такой ситуации, на сочувствие и сострадание.

Формирование эмпатии по отношению к приёмному ребёнку происходит не у всех слушателей, но процент участников, укрепившихся в своём желании взять ребёнка, довольно велик. Есть семьи, отказывающиеся от своей идеи или откладывающие это на неопределенный срок. Для нас это успешный результат. Он говорит нам, что цель достигнута, люди задумались над своими возможностями и еще один ребенок не подвергнется отторжению. При этом важным считаю поддерживать общую атмосферу тренинга довольно оптимистичной.

Мониторинг результатов тренингов показывает, что большая часть, полученной на занятиях теоретической информации, теряется. Достаточно часто, через некоторое время, замещающие родители, взявшие ребенка, говорят: «Вы же нам рассказывали, ну почему же мы не обратили на это внимание, почему не слушали…» Слушали, но не слышали, так как внимание сосредоточилось в другой точке, на внутренних эмоциональных процессах группы. Поэтому лекционная форма подачи материала при подготовке замещающих родителей сведена до необходимого минимума. Основными методами работы являются ролевые игры, беседы, метод мозгового штурма, обсуждения в малых группах для осознания и конкретизации индивидуального жизненного опыта.

Ограничениями данного тренинга я бы назвала отсутствие возможности психологической проработки индивидуальных проблем, хотя необходимость в этом бывает часто. Большой процент родителей, потерявших родного ребенка, приходят с желанием взять приемного, не пережив горе потери. На приёме бывают семьи, имеющие явные конфликты в семейной системе и пр.

Понятие «готовность к приемному родительству» говорит не о том, что будущий замещающий родитель все может, а о том, что он готов с встретиться с проблемами, трудностями, радостями, сопровождающими приёмную семью. Формирование и развитие состояния такой готовности – это основная цель тренинга по подготовке замещающих родителей.