Описание проекта “Информационно-просветительская деятельность по профилактике употребления ПАВ детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей”

 

ПАВ (Психоактивное вещество) – любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.

Выбор данной темы связан с возрастающей проблемой наркомании среди подростков и молодежи всего мира.

Наркотики сегодня являются одним из бичей нашего общества. Растет количество наркоманов, растет количество преступлений, совершаемых под воздействием алкоголя и наркотиков. Главной проблемой современного общества являются подростковая и детская наркомания. Ежегодно огромное количество подростков и молодежи калечат свою судьбу из-за «моды» на наркотические средства.

Вся современная молодежь сейчас является «группой риска», а особенно воспитанники государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблему наркомании проще предупредить, чем потом справляться с последствиями. Профилактические меры, такие как проведение антинаркотических акций, марафонов, спортивных и культурных мероприятий, вполне способны остановить рост наркомании и проблем с ней связанных, при условии достаточной масштабности этих мероприятий.

В настоящее время теме просвещения детей о вреде употребления ПАВ отводится большое место, что немало важно, учитывая, что подростки находятся в среде, где возможно употребление наркотиков, однако не все подростки знают о последствиях употребления ПАВ и где можно получить помощь в лечении от зависимости.

Основными задачами профилактики должны быть: выявление социально-психологических причин распространения наркомании в подростковой среде, создание условий, предупреждающих возникновение детской и подростковой наркомании (создание мест досуга для детей, спортплощадок, секций, проведение активной пропаганды здорового образа жизни и т. п.); разработка системы педагогических методов и социальных мероприятий, которые направлены на предупреждение и предотвращение наркомании.

Одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории. При этом реализация целевых программ должна обязательно охватывать возрастную группу детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно.

Также в данной проблеме очень важна роль социальных педагогов. Учителя, психологи, играют решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет.

К стандартным мерам профилактики наркомании можно смело отнести профилактические беседы, которые потеряли свою актуальность, а главное не вызывают интереса и доверия у молодой аудитории. Поэтому необходимы новые методы профилактики.

Не существует универсального метода решения проблемы наркомании в России, нужно применить комплекс мер по сокращению распространения этой социальной проблемы в нашей стране. Одной из таких мер является просветительская деятельность, касающаяся вреда наркотиков. Тесное сотрудничество с замещающими родителями, просветительская деятельность с подростками, могут внести свой вклад в борьбу с наркозависимостью у подростков.

В апреле-мае 2017 года в ГБУ Ресурсном центре была реализована программа информационно-просветительской работы по профилактике употребления ПАВ с воспитанниками центра в возрасте от 13 до 18 лет, проживающими в группе семейного воспитания, а также находящихся на воспитании в патронатных семьях.

Целью данной программы является профилактика употребления ПАВ среди подростков в возрасте от 13 до 18 лет.

Основные задачи программы:

  1. Анализ ситуации проблемы употребления ПАВ в условиях ресурсного центра.
  2. Развитие у подростков осознанного неприятия ПАВ, как способов воздействия на свою личность, способствование осознанию подростками наркомании как болезни, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

В рамках реализации информационно-просветительской программы были проведены следующие мероприятия:

– создание доверительной атмосферы в группе с помощью игры «Приветствие на сегодня»;

– изучение отношения подростков к ПАВ с помощью анкетирования;

– исследование выраженности потребности в новых ощущениях с помощью методики «Диагностика потребностей новых ощущений»;

– формирование осознанного отрицательного отношения к наркомании на развивающем занятии «Черные буквы»;

– знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами; знакомство с последствиями употребления наркотиков, обсуждение степени ответственности граждан, предусмотренной нормативными правовыми актами, разъяснение подросткам возможности доступа к телефонам доверия, органов наркоконтроля, Интернет-ресурсам антинаркотической направленности;

– показ подросткам и обсуждение с ними документального фильма о вреде ПАВ;

– информирование подростков о полезности ведения здорового образа жизни;

– изучение представления подростков о здоровом образе жизни с помощью анкетирования;

– демонстрация подросткам известных личностей, ведущих здоровый образ жизни, с помощью социальной сети «Вконтакте»;

– формирование активного и ответственного отношения к жизни, осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки, на развивающем занятии «Что в жизни зависит от меня»;

– формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции на занятии «Умей сказать «Нет!»;

– формирование у подростков ценностного отношения к жизни и отрицательного отношения к наркотикам на творческом занятии по проведению конкурса антинаркотической направленности;

– определение жизненной позиции подростков с помощью проективного теста «Паутина»;

– оценочное анкетирование результатов проведенных мероприятий;

– развитие осознания сильных сторон своей личности с помощью развивающего упражнения «Позитивные мысли»;

– подведение итогов проведенных мероприятий в результате беседы с подростками.

Также в ходе реализации мероприятий программы подросткам была показана видео-лекция «Шкала-Хаббарда» и проведена квест-игра во дворе учреждения.

Для реализации программы были затрачены следующие ресурсы: информационные (анализ информации о ПАВ, выбор техник работы с подростками для реализации программы); финансовые (затраты на рабочие часы социального педагога, потраченные на разработку мероприятий программы, затраты на рабочие часы социального педагога и педагога-психолога, потраченные на оплату 9-ти часов реализации проекта, затраты на канцтовары); материально-технические (картридж для принтера, USB-флеш-накопитель, компьютер, проектор, интернет); кадровые (затраты рабочих часов социального педагога и педагога-психолога на разработку и реализацию мероприятий программы); коммунальные (помещение для занятий).

При разработке данной программы были изучены программы разных учреждений социальной защиты населения России.

Программа была реализована педагогом-психологом и социальным педагогом.

В ГБУ Ресурсном центре семейного воспитания ведется обширная работа по антинаркотической направленности. Специалисты ГБУ Ресурсного центра семейного устройства тесно сотрудничают с ГКУЗ Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы (филиал № 7), педагог-психолог окончила курсы по реабилитации зависимых несовершеннолетних, социальный педагог являлась участником первого цикла вебинаров, посвященных проблеме профилактики зависимого поведения и формирования основ здорового образа жизни молодежи в первом полугодии 2016 года. Воспитатели центра регулярно повышают свою компетентность в проблеме зависимости от употребления ПАВ, проводят с подростками беседы. Проводились воспитательные беседы с подростками настоятелем Николо-Обыденского Храма. Также соисполнителями информационно-просветительской программы можно считать государственные структуры в рамках межведомственного взаимодействия: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделы по делам несовершеннолетних ОМВД, отделы социальной защиты населения, наркологические диспансеры.

В процессе всей реализации программы можно столкнуться с риском человеческого фактора, связанный с низкой мотивацией самих подростков в посещении мероприятий проекта. Способом преодоления данного риска является мотивирование подростков на работу, необычность практик и гибкий график встреч, предусматривающий подстраивание специалистов под удобное время подростков.

По результатам проведенных мероприятий удалось достигнуть следующий результатов:

– изучено отношения подростков, участников группы по реализации мероприятий проекта, к ПАВ;

– подростки подробно познакомились с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами, с последствиями употребления наркотиков, с ответственностью граждан, возможностью доступа к телефонам доверия;

– подростки получили необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– подростки познакомились с собой (исследование выраженности потребности в новых ощущениях, определение жизненной позиции);

– сформировано активное и ответственное отношение к жизни, осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки, сформировано умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами;

– сформирована мотивация у подростков к ведению здорового образа жизни.

Предложенную информационную просветительскую программу при необходимости можно внедрять в любом учреждении социального обслуживания по работе с семьей и детьми.

Список литературы

  1. Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
  2. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
  3. «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003
  4. «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.
  5. Поляков С.Д. «Черные буквы» [Тренинг по профилактики наркомании] // Классный руководитель. – 2002. – № 7. – С. 131.
  6. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
  7. Садыкова Р.Г. Общество против наркотиков. Информация, технологии, опыт. / А.А.Карапетян. – Казань: Агенство «Информ – клуб ЭС». 2010г.

Интернет-ресурсы

  1. «Антинаркотический проект Право на жизнь»/ Web:http://www.pravoforlife.ru/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
  2. «Психология и психиатрия». Web:http://psihomed.com/narkomaniya/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
  3. Сайт ГБУ СРЦ «Возрождение». Web:http://kidshelp.ru/. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)
  4. «Справочная система методической поддержки учреждения социального обслуживания семей и детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ». Web:http://www.antidrug.ru/usedrug/usedrug10.htm. (дата обращения: ноябрь 2016 г.)

Елена Акинова, социальный педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, 2017 г.