Н.М. Волкова «Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание»

Процесс деинституциализации, активно  реализуемый  правительством  РФ в последние годы, потребовал проведения реформ, направленных на минимизацию и перепрофилирование интернатов, детских домов и интеграцию их воспитанников в общество.

Дети из стационарных интернатных учреждений передаются на воспитание в замещающие семьи, а семьи нуждаются в помощи социума. Успешная интеграция  бывших воспитанников невозможна без разделения ответственности за их судьбу между различными общественными структурами и замещающей семьей.

Семье необходима помощь и поддержка в осуществлении процесса социализации ребенка. Не все замещающие семьи оказываются готовыми к проблемам и трудностям, возникающим в процессе воспитания принятых ими детей. Оставаясь один на один со своими проблемами, не располагая собственными ресурсами, в отсутствии социальной поддержки, сталкиваясь с непониманием со стороны социального окружения, семья возвращает ребенка в   учреждение. Следствием возврата ребенка обратно в детский дом становится его вторичная травматизация, которая влечет за собой необратимые нарушения привязанности и другие трудно компенсируемые последствия.

В числе мер социальной помощи, направленных на создание оптимальных условий для развития, социализации и предотвращения отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью, особо выделяют сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

  1. Нормативная и законодательная база по сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

 Правовыми основаниями для осуществления деятельности  по сопровождению семей принявших ребенка (детей) на воспитание являются :

  • ФЗ от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • ФЗ от 28 декабря 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»;
  • Закон города  Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и  патронажа».
  • Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [1].;
  • Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года, № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [2].

Кратко остановимся на основных аспектах  законодательных актов города Москвы, регламентирующих деятельность по сопровождению замещающих семей.

Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» определяет следующим образом понятие сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание – профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью. Статья 9 закона устанавливает право за семьями, принявшими ребенка (детей) на воспитание, на сопровождение в уполномоченных организациях города Москвы на безвозмездной основе. Семья имеет право самостоятельно выбирать ту уполномоченную организацию, которая будет предоставлять ей сопровождение. Закон не закрепляет сопровождение как обязанность законного представителя. Сопровождение организуется на принципе добровольности. Обязанность уполномоченных органов опеки, попечительства и патронажа по месту жительства семьи предоставить  ей информацию об уполномоченных организациях, которые предоставят семье профессиональную помощь в соответствии с ее потребностями.

Постановление Правительства Москвы  от 20 сентября 2011 года, № 433-ПП « О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы  от 14 апреля 2010 г № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» регламентирует порядок оказания услуг по сопровождению семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.

Согласно данному постановлению полномочия по сопровождению семьи не передаются уполномоченным организациям, т.е. контроль за осуществлением сопровождения семей возлагается на органы опеки по месту жительства семьи. Уполномоченная организация на основании договора оказывает профессиональную консультативную психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную и юридическую виды помощи семьям, принявшим  ребенка (детей) на воспитание.

Сопровождение семьи основывается на принципах:

а) соблюдения прав семьи на автономию, признания ценности и уникальности ее опыта;

б) соответствия потребностям семьи;

в) адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

г) обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг по сопровождению семьи.

Основанием для работы уполномоченной организации с семьей является трехсторонний договор между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией, законным представителем ребенка. Процедура (порядок) организации сопровождения в постановлении определяет последовательность действий сторон договора и временные сроки, в которые эти действия должны быть осуществлены. В данный момент возможно заключение договоров временно, сроком   на 6 месяцев либо  постоянно на период передачи ребенка (детей) в семью в соответствии с потребностями семьи, с учетом социальных, семейных и личностных факторов.

Сопровождение осуществляется в соответствии с договором и индивидуальной программой  по сопровождению семьи.

  1. Осуществление деятельности по сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

У каждой семьи своя жизненная история, свой опыт, свои семейные границы, правила и традиции, семейные ресурсы и риски. Семьи приходят на сопровождение на разных этапах своей жизнедеятельности. Это могут быть семьи, только принявшие ребенка на воспитание в семью и проживающие процесс адаптации, или семьи, столкнувшиеся со сложностями в ходе дальнейшего развития и  воспитания ребенка, а также семьи, переживающие кризис.

В центре проблем при сопровождении замещающих семей всегда находятся потребности развития ребенка, принятого на воспитание в семью.   Именно приход ребенка в семью служит поводом для сопровождения семьи. Любые решения при разрешении проблемной ситуации принимаются, исходя из потребностей и интересов детей, воспитывающихся в семье.   Рассматривая возникающие трудности через призму потребностей ребенка, мы понимаем, что многие из них связаны не только с жизненной историей ребенка и его травматическим опытом, но и обусловлены особенностями принявшей его семейной системы. Ребенок становится катализатором различных существующих семейных дисфункций, обнажая и усиливая их. В такой ситуации семья нуждается в профессиональной комплексной помощи специалистов.

Это важно понимать специалисту органов опеки попечительства и патронажа, осуществляющему взаимодействие с замещающей семьей фактически с момента ее создания: выдачи заключения о возможности быть кандидатом в замещающие родители, и сопровождая ее в дальнейшей жизнедеятельности уже после приема ребенка.

Задача специалиста уполномоченных органов опеки, попечительства и патронажа  не только информировать о возможности получения услуг по сопровождению семьи, но и   мотивировать замещающую семью, ориентируя на конкретные виды помощи специалистов с учётом актуальной семейной ситуации и потребностей семьи. При этом важно подчеркивать семейную направленность процесса сопровождения: все члены семьи при необходимости (кровные дети, другие значимые для ребенка взрослые члены семьи) также  имеют возможность получить  помощь и поддержку специалистов.

Процесс сопровождения замещающей семьи выстраивается  на основе  сотрудничества и установления партнерских отношений между всеми его участниками (органами опеки, попечительства и патронажа, службами сопровождения и семьей).  Такой подход подразумевает общие цели и задачи, решение которых способствует достижению эффективного результата.  Работа по сопровождению базируется на принципах взаимного уважения и совместной ответственности семьи и специалистов,  профессиональной компетентности и соблюдения норм профессиональной этики в работе с семьей.

В процессе осуществления деятельности служб (отделов) по сопровождению, за каждой семьей закрепляется куратор, (социальный педагог, специалист по работе с семьей), организующий и координирующий работу всех специалистов, участвующих в   процессе работы с семьей.

Обстановка  сотрудничества  стимулирует собственные ресурсы семьи способствуя переосмыслению и решению проблем.  Изменения возможны, если семья и куратор установили доверительный контакт и партнерские отношения. Для создания  таких отношений необходимы: открытость, доступность, надёжность, доверительность, отзывчивость, честность [3].

Этапы организации деятельности по сопровождению. Различные модели  и подходы к организации деятельности по сопровождению замещающих семей имеют общую направленность на семью и ребенка   и реализуются   на практике в соответствии с региональными правовыми нормами, спецификой и регламентами межведомственного взаимодействия того или иного субъекта Российской Федерации.

При всей схожести проблем замещающих семей, трудности у каждой семьи свои и их решение зависит от множества переменных. Нет стандартного  набора действий специалистов, позволяющих создать универсальную  программу сопровождения семьи. Однако, в деятельности специалистов можно выделить основные этапы работы, позволяющие   выстроить структуру помощи соответственно индивидуальному запросу и потребностям семьи,  способствующие достижению эффективных результатов.

Этапы организации деятельности по сопровождению замещающей семьи.

  1. I. Этап. Знакомство с семьей. Проведение первой встречи на территории уполномоченной организации. Встречу проводят социальный педагог, педагог-психолог.

Цель:  установление сотрудничества, доверительных отношений с семьей.

Задачи:

  1. Информировать о работе отдела по сопровождению замещающей семьи (виды помощи, предоставляемые специалистами, правовые и организационные аспекты деятельности по сопровождению);
  2. Прояснить запрос(ы) семьи на получение помощи (описание существующих трудностей или проблемной ситуации, ожиданий от взаимодействия со специалистами);
  3. Определить возможные направления совместной работы в контексте предъявленных семьей трудностей;
  4. Прояснить возможные условия сотрудничества (формы работы, частоту встреч, ответственность сторон);
  5. Договориться о дальнейшей процедуре взаимодействия (посещении семьи, согласовании индивидуальной программы сопровождения семьи, заключении договора по сопровождению и др.)
  6. II. Этап. Первичная социально-психологическая диагностика. Посещение семьи. Семью посещают социальный педагог (куратор семьи) и педагог-психолог.

Цель: определение актуальных  потребностей развития  ребенка и  семьи в целом.

Задачи:

  1. Провести осмотр жилищно-бытовых условий (проживание в квартире (доме), количество комнат, организация пространства для занятий и отдыха ребенка (детей), состояние мест общего пользования, соблюдение санитарно-гигиенических норм, безопасность проживания и приспособленность жилья к нуждам ребенка, расположение жилья относительно образовательных и медицинских учреждений).
  2. Составить социально-психологический потрет семьи (состав семьи, состав расширенной семьи, образование родителей, наличие работы, материальное обеспечение потребностей развития ребенка, социальные связи семьи, поведение и взаимодействие членов семьи в ситуации обследования, информация об организации жизнедеятельности семьи, сколько времени проводят приемные родители с ребенком и как проводят это время и др.).
  3. Оценить степень обеспечения потребностей ребенка по сферам:

3.1. Физическая сфера – здоровье (наличие хр. заболеваний, наличие особых возможностей здоровья (ОВЗ), взаимодействие с медицинскими  упреждениями, пройдена ли ребенком ежегодная диспансеризация, исполнение ИПР, физическая активность и др.);

3.2 Интеллектуальная сфера – образование (успеваемость, формы/программы обучения, соответствие возрасту школьных знаний, учебная мотивация, успешность, школьная адаптация ребенка, дополнительное образование и др.),

3.3.Эмоциональная сфера:

  • актуальное эмоциональное состояние;
  • невротические проявления (энурез, энкопрез, астма, мутизм, заикание, тремор, нервные тики, нарушения сна и аппетита, аутостимуляции (раскачивания, сосание пальцев, навязчивые движения, и т.д.), аутоагрессия, эмоциональная лабильность/ригидность);
  • формирование привязанности (как проявляется привязанность, наличие проявлений нарушений привязанности и пр);
  • ситуация с кровной семьей ребенка, знание ребенка о своей кровной семье, отношение к кровной семье, потребность в контактах с кровными родственниками и иными значимыми людьми, поддерживается ли контакт)

3.4. Социальная сфера – социальная адаптация (отношения ребенка с другими детьми в семье, отношения детей в семье между собой; умение выстраивать социальные  контакты со сверстниками, одноклассниками, взрослыми; наличие друзей и круга общения; соблюдение социальных норм и правил; навыки самообслуживания;  создание  и обеспечение  в семье комфортных и безопасных условий для   детей с ОВЗ в рамках доступной среды, и др.)

  1. Выявить семейные ресурсы и риски (семейные риски, ресурсы, компетенции замещающего родителя, знания, умения и навыки замещающих родителей, позволяющие обеспечить индивидуальные потребности развития ребенка – в физической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах – по каждой сфере развития и выявленной потребности ребенка дать комментарий – понимают или не понимают родители обозначенные потребности развития ребенка, что именно делается ими для их обеспечения,  есть ли возможность привлечь членов расширенной семьи или значимых взрослых для обеспечения потребностей развития ребенка и др.)
  2. Выявить актуальные потребности (запросы) семьи и ребенка (детей) на помощь специалистов.
  3. Определить приоритетные для семьи направления комплексной помощи.

Методы социально-психологической  диагностики: структурирванное интервью, наблюдение, беседа.

III. Этап. Углубленная диагностика. Проводится узкопрофильными специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, нейропсихолог, юрист).

Цель: определение актуального уровня развития ребенка, социально-правовой анализ документов ребенка.

Задачи:

  1. Провести психолого-педагогическую диагностику ребенка
    • Познавательная сфера (уровень интеллектуального развития, состояние ВПФ, познавательная активность: наличие самостоятельных познавательных интересов, любопытство к новому, эрудиция и уровень знаний об окружающем мире относительно своего возраста, способности и желание их применять и др.).
    • Эмоционально-волевая сфера (самовосприятие, идентичность (адекватная самооценка, неадекватная: завышенная, заниженная, негативное самовосприятие, на чем основывается развитие идентичности, наличие интересов, увлечений, хобби и др.);
    • Формирование привязанности (отношение ребенка к жизни в замещающей семье, с какой семьей себя ассоциирует ребенок и др.)
    • Характер сложившихся детско-родительских взаимоотношений (авторитет родителей, место ребенка в семейной иерархии,  отношения между детьми (сиблингами, кровными, приемными,) и другими членами семьи и др.);
  2. Провести социально-правовой анализ документов по защите прав и законных интересов подопечных. Консультирование законного представителя ребенка о необходимых мерах по защите прав и законных интересов подопечных.

Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, тестовые и опросные методики, проективные методики.

Методы социально-правового анализа: экспертная оценка документов.

  1. IV. Этап. Консилиум. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

Цель: определить актуальные потребности семьи, ребенка и разработать  структуру комплексной помощи семье и ребенку.

Задачи:

  1. Обобщить и обсудить на общем Консилиуме специалистов итоги  социально-психологического обследования семьи и психолого-педагогической диагностики  ребенка.
  2. Определить структуру помощи,  формат и   формы работы с семьей.
  3. Разработать проект Индивидуальной программы сопровождения семьи.
  4. Согласовать проект Индивидуальной программы сопровождения с семьей.
  5. V. Этап. Заключение договора о сопровождении семьи.

Цель: согласование условий и заключение договора о сопровождении семьи согласно законодательно закрепленному «Порядку организации сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание» [2].

Задачи:

  1. Направить проект индивидуальной программы по сопровождению для утверждения в уполномоченный орган в сфере опеки попечительства и патронажа.
  2. Взаимодействовать со специалистами уполномоченного органа в сфере опеки попечительства и патронажа в процессе принятия Акта о сопровождении семьи.
  3. Согласовывать условия со всеми сторонами и заключить договор о сопровождении семьи.
  4. VI. этап. Реализация индивидуальной программы сопровождения семьи.

Цель: Оказание комплексной помощи семье и ребенку (детям).

Задачи:

  1. Организовать различные виды помощи:
  • Психолого-педагогическая помощь (реабилитационная (консультативная, психотерапевтическая) и коррекционно-развивающая работа с ребенком (детьми), работа с ребенком по методу  «Книга жизни», профориентация подростков ; семейное консультирование и семейная психотерапия; индивидуальное консультирование взрослых членов семьи; консультирование по вопросам развития, поведения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  психологическое сопровождение кризисных ситуаций; проведение обучающих семинаров и тренингов, направленных на развитие и повышение воспитательских и родительских компетенций; проведение встреч с кровными родственниками  ребенка, организация поддерживающей среды для замещающих родителей (Клуб замещающих родителей)   и др.);
  • Социально-педагогическая помощь (социально-педагогическое консультирование соответственно потребностям семьи, содействие в определении образовательного маршрута ребенка,  оказание помощи семье в поиске\ выборе образовательного учреждения согласно определенному ЦПМПК образовательному маршруту, взаимодействие  с образовательными учреждениями для  организации  психологической и коррекционной поддержки образовательного процесса,  консультирование педагогического коллектива по вопросам развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с кровными родственниками ребенка (детей) соответственно потребностям ребенка и запросу семьи: установление контактов, организация встреч на территории учреждения; организация  поддерживающей среды для замещающих родителей (Клуб замещающих родителей); содействие в организации  культурно-досуговой жизни семьи: театры, концерты, выставки, экскурсии; поиск  материальных и иных сторонних ресурсов для решения актуальных семейных трудностей (взаимодействие с НКО, фондами и др.);
  • Юридическая помощь (юридическое консультирование по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних).
  1. Проводить мониторинг актуального состояния семейной ситуации, происходящих изменений,
  2. Проводить оценку результатов реализации ИПС на плановых Консилиумах специалистов по сопровождению. Корректировать структуру помощи семье соответственно актуальным потребностям семьи и ребенка (детей).
  3. Осуществлять межведомственное взаимодействие со специалистами в сфере опеки, попечительства и патронажа: информирование о текущей ситуации в семье, поиск вариантов  решения актуальных проблем; участие специалистов в расширенных   заседаниях Консилиума специалистов уполномоченной организации, в работе Комиссий по защите прав и законных интересов подопечных ОСЗН,  совместный выход со с специалистами ОСЗН на плановые проверки условий жизни  и воспитания детей с предоставлением в 3-х дневный срок  социально-психологического заключения.
  4. Проводить мониторинг развития ребенка.
  5. Осуществлять работу с семьей в кризисной ситуации (описание работы будет приведено ниже) .
  6. Направлять отчет об оказанных услугах по сопровождению семьи и уведомление о динамике развития ребенка (детей)в уполномоченный орган в сфере опеки попечительства и патронажа.

Работа с семьей в кризисной ситуации.

Работу осуществляют куратор семьи, семейный психолог, детский психолог.

Цель: разработка стратегии помощи семье, направленной  на преодоление возникших трудностей и сохранение целостности семьи.

Задачи:

  1. Выяснить обстоятельства сучившегося (содержание проблемной ситуации)-куратор семьи (социальный педагог, специалист по работе с семьей).
  2. Собрать информацию из всех доступных источников. Куратор семьи оценивает проблему и собирает команду специалистов, необходимую для работы по данной ситуации.
  3. Осуществить выезд в семью для проведения социально-психологической оценки кризисной ситуации, оказания первичной помощи и поддержки семье –семейный психолог, куратор семьи.
  4. Провести внеплановый (экстренный) Консилиум специалистов с целью определения стратегии помощи семье в кризисной ситуации. Разработка плана работы (преодоления)  кризисной ситуации.
  5. Обсудить с семьей пути выхода из кризиса,  необходимость поиска и создания ресурсов (индивидуальных, семейных, социальных и др.) для преодоления проблемной  ситуации, возможные  формы и форматы совместной  работы   – семейный психолог, куратор семьи.
  6. Реализовывать мероприятия по преодолению кризисной ситуации в соответствии планом работы, проводя регулярную оценку изменений и корректируя с членами с семьи стратегию совместной деятельности. Результатом работы  является стабилизация семейной ситуации, выработка новых паттернов взаимодействия между членами семьи.

VII. этап. Итоговый консилиум по сопровождению семьи.

Цель: подведение итогов сопровождения семьи.

Задачи:

  1. Оценить эффективность выполнения ИПС.
  1. Выработать  согласованные итоговые рекомендации для семьи.
  2. Подготовить итоговый отчет по результатам сопровождения в уполномоченный орган в сфере опеки попечительства и патронажа с рекомендациями.

Заключение. Современное состояние сферы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу приоритетных относит задачу успешной интеграции бывших воспитанников стационарных интернатных учреждений в социум. Решение этой задачи невозможно без разделения ответственности за их судьбу между различными общественными структурами  и замещающей  семьей.

В числе мер социальной помощи, направленной на создание оптимальных условий для развития, социализации и предотвращения отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью, особо выделяют сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

Наличие семейных трудностей в процессе воспитания приемного ребенка не является показателем  отсутствия эффективной заботы в  замещающей семье. Даже очень успешные семьи сталкиваются с их проявлениями, в той или иной степени. При  возникновении проблем в замещающей семье родители могут чувствовать себя виноватыми, и это  становится препятствием для своевременного обращения за помощью. Задача специалистов, органа опеки попечительства и патронажа, осуществляющего взаимодействие с замещающей семьи, своевременно сориентировать ее  на доступные виды комплексной  социальной помощи, предоставляемой уполномоченными организациями.

Процесс сопровождения замещающей семьи выстраивается  на основе   сотрудничества и установления партнерских отношений между всеми его участниками (органами опеки, попечительства и патронажа, службами сопровождения и семьей).  Такой подход подразумевает общие цели и задачи, решение которых способствует достижению эффективного результата в ходе сопровождения семьи.

 

Библиография:

  1. .Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
  2. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года, № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.02.2013 N 112-ПП).
  3. Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью Книга 1. Создание профессиональных служб для органа опеки. Методическое пособие. / сост. Терновская М.Ф. — М., 2004. — 256 с.

Н.М. Волкова, руководитель службы психолого-медико-педагогического сопровждения ГБУ Ресурсный центр семейного устройства

Москва, 2018