Наталия Виноградова «Если ребёнок лжёт»

Почему дети лгут?   Этот вопрос мучает многих родителей.

Итак, какие мотивы лжи существуют.

Например, известный американский  психолог Пол Экман выделяет такие наиболее распространённые мотивы ,как :

— избегание наказания,

— стремление добыть нечто, чего иначе не получишь,

— защита друзей от неприятностей,

— самозащита или защита другого человека,

— стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих,

— желание не создавать неловкую ситуацию,

— избегание стыда,

— охрана личной жизни, защита своей приватности

— стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.

Эти мотивы не являются исключительно детскими,они встречаются и у взрослых.

Поскольку есть множество мотивов лжи, существует и разнообразные причины  такого поведения. Одни из этих причин коренятся в личности ребенка, другие — в его окружении. Некоторые зависят от возраста.

Что же предпринять родителю,если ребёнок солгал?

Существуют разные стратегии  совладания с таким поведение у детей.

Разберём некоторые из них.

Стоит воздержаться от упрёков и угроз. Помните,что любая ваша реакция,выражающая тревогу или гнев, будет подпитывать привычку лгать. Если  вы находитесь во власти негативных чувств к ребёнку, то сначала остыньте, придите к внутреннему равновесию и только потом приступайте к обсуждению.

Как правило, начинать надо с разговора «по душам». Это полезно когда вы только подозреваете,  что ребёнок соврал, а также в случаях, когда  имеются доказательства его лжи.

Так, Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

Или, например, можно  сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать» как советует детский психолог и психиатр Аллан Фромм.

Данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.

Стоит отметить, что иногда  родители сами провоцируют ложь у детей, задавая им «неправильные» вопросы, касающиеся возможных проступков.

В этом случае ,когда вам захочется задать вопрос, постарайтесь его выразить в форме  «Я-высказывания», например, вместо «Ты убрался на кухне?» – «Мне» бы хотелось узнать, что кухня уже вымыта»

Существуют вопросы-ловушки, вынуждающие ребенка говорить неправду. Например, часто встречающаяся история, когда родителям звонят из школы, спрашивают, почему ребёнка  не было в школе. На вопрос родителей:« Как сегодня было в школе?» ребёнок   часто пытается  соврать.

Что можно было  сделать в этом случае?  Как вариант, использовать простую констатацию факта в сочетании с «Я-высказыванием»:

« Сегодня звонил директор, чтобы узнать, почему ты не был в школе. Я очень не люблю когда звонят из школы, и была бы признательна, если бы меня избавили от таких телефонных разговоров».  В таком случае ребёнку не потребовалось бы врать.

Если ребёнок  продолжает говорить неправду, постарайтесь понять концентрируете ли вы  негативное внимание на нем(злитесь). Старайтесь не поддаваться эмоциям: представьте,что вы слушаете не своего, а соседского ребёнка, который вам что-то  рассказывает. В этом случае  можно произнести

« Гммм..»и уйти заниматься  своими делами.

Можно также сказать ребёнку « Мне кажется, что меня обманывают и я чувствую себя неловко, поэтому я хотела бы прекратить этот разговор».

Более подробную информацию по данной тематике можно найти в следующих книгах:

П.Экман «Почему дети лгут?»

А.Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации»

А.Айхорн «Трудный подросток.»

Г. Н. Сартан «Тренинг самостоятельности у детей»

Ю.Б. Гипперейтер «Общаться с ребёнком как?»

 

Педагог-психолог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства Виноградова Н.М.

1165325