Нарушение привязанности: как помочь принимающему родителю

 

Марина Николаевна КАЧАЛОВА, социальный педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, приемная мама

Сильнее не тот, кто умеет брать города, а тот, кто умеет брать передышку.

Бенджамин Франклин

 

В середине 1990-х годов в России началась постепенная переориентация системы  устройства детей-сирот на развитие семейных форм устройства. Достигнутый за последние годы прогресс в деинституционализации сиротства в России привел к сокращению числа детей, проживающих в детских домах и интернатах.

2008 год выявил определенные тенденции в формировании института профессиональной (замещающей) семьи. Однако большинство детей-сирот это дети, чья ситуация выходит за рамки «желанного», это дети, передача которых на семейные формы устройства, как правило, затруднена. К ним относятся дети с нарушенной привязанностью.

Способность к любви и привязанности — фундаментальная характеристика нормального развития, которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные ученые-психологи и психотерапевты, начиная с З. Фрейда. Что происходит, если у ребенка нет опыта благополучной привязанности в раннем возрасте? Тогда у него могут формироваться различные виды нарушенной привязанности, и неблагополучный опыт повлияет на все его развитие. У ребенка пострадает самооценка, будет замедлено познавательное развитие и может не быть мотивации к учебе (так как много сил будет уходить на выживание, поиск внимания со стороны взрослых), выработается специфическое поведение в условиях учреждения либо неблагополучной обстановке жизни в кровной семье, будут сложности в общении с другими людьми и в социализации, не будут сформированы моральные нормы. Нормы поведения в социуме и правила сосуществования с другими людьми вырабатываются у ребенка в ходе его развития: долгое время в маленьком возрасте дети следуют правилам только потому, что родители показывают, что хотят от них определенного поведения, и подкрепляют своим вниманием правильные действия ребенка. Малыш старается соответствовать ожиданиям взрослых не потому, что моральные нормы заданы и существуют у него самого от рождения, а только потому, что ему ценны отношения с мамой и папой, и он хочет сохранить эти хорошие отношения. Только со временем внешние правила могут стать внутренними правилами жизни для самого ребенка, и происходит это, как правило, не раньше подросткового возраста. Если же представить себе ребенка, который жил в разных местах, не имея рядом с собой ничего и никого постоянного, практически никогда не был нужен какому-то конкретному близкому человеку, вокруг него сновали и сменялись многочисленные взрослые, у каждого из которых были свои правила, нормы и наказания – становится понятно, что единых и незыблемых правил для таких детей нет, потому что им просто неоткуда было взяться. У таких детей не формируется важнейшее для последующего психического развития чувство базового доверия к миру. Мир переживается ими как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Неизбежные утраты, следующие за возникновением привязанности, способствуют выработке защитного механизма бесчувствия, защищающего от душевной боли.

В современной классификации психических расстройств относительно недавно введена новая единица — «расстройство привязанности». В качестве одной из основных причин этого нарушения является повторяющаяся смена людей, осуществляющих уход за ребенком так, что устойчивая привязанность невозможна. Излишне говорить, что такой ребенок не сможет впоследствии создать полноценную семью, устанавливать удовлетворительные отношения с людьми.

Специалист по терапевтическому воспитанию Нэнси Томас в своей книге «Когда любви не достаточно (Руководство по воспитанию детей-сирот с реактивным нарушением привязанности)» приводит следующий перечень симптомов расстройства привязанности:

Симптомы нарушения (расстройства) привязанности

1. Приветлив, но поверхностно и фальшиво.

2. Избегает смотреть в глаза родителям по их инициативе.

3. С малознакомыми людьми ведет себя «запанибрата».

4. Не ласкается и не обнимается с родителями по их инициативе.

5. Склонен к разрушительным действиям в отношении других людей, вещей и

даже самого себя; постоянно «попадает в переделки».

6. Жесток к животным.

7. Лжет об очевидном (т.н. безумная ложь).

8. Ворует.

9. Крайне импульсивен, зачастую гиперактивен.

10. Отстает в учебе.

11. Не понимает причинно-следственных связей.

12. Нет совести.

13. Ненормальные пищевые привычки.

14. Плохие отношения со сверстниками.

15. Нездоровое влечение к огню.

16. Нездоровое влечение к крови и разрушению.

17. Постоянные бессмысленные вопросы и болтовня.

18. Приставуч, непрерывно клянчит.

19. Ненормальное речевое поведение.

20. Настраивает взрослых друг против друга (т.н. «триангуляция», или «создание

треугольников»).

21. Ложно обвиняет взрослых в жестоком обращении.

22. Считает, что все ему что-то должны.

23. Родители такого ребенка кажутся постоянно рассерженными и/или

враждебными. [2]

Прочитав этот список, нетрудно понять, насколько сложно справляться с такими детьми. Понятно, что человек должен быть стрессоустойчивым, понятно, что он должен быть ответственным, понятно, что он должен быть готов к сложностям и так далее.

В профессиональные семьи попадают, в основном, самые тяжелые случаи. Это не просто — взял ребеночка себе, живешь и радуешься. Конечно, бывает и такие дети, но дети с нарушенной привязанностью, это травмированные дети, которые требуют большой отдачи и ресурсов родителей. В жизни приемных семей множество стрессогенных факторов, дети могут преподнести любой сюрприз в любую минуту. Работа профессионального замещающего родителя — это работа на износ.

Во многом эффективность устройства ребенка с нарушением привязанности определяется комплексом факторов: качеством подготовки и сопровождения как детей-сирот, так и приемных семей, квалификацией кадров, работающих с детьми в интернатных учреждениях, ресурсами различных факторов системы, характером и результатами их взаимодействия. Нужна отлаженная и четко выстроенная система подготовки и сопровождения как замещающих родителей, так и самих детей на разных этапах социализации, такую систему следует выстраивать на основе разработанных стандартов качества, а для этого необходимо объединение в рамках четкой программы действий профессионалов — экспертов из числа практиков, исследователей, работающих с проблемами социального сиротства, специалистов по оценке качества и эффективности.

Но главную задачу, которая стоит перед нами – восстановление последствий нарушения привязанности – формирование новой привязанности решить без принимающей семьи не возможно. А первое правило эффективного воспитания – в первую очередь родители должны позаботиться о себе. [2]

Почему? – Может задать вопрос читатель. Точно так же, как утомленный водитель не должен быть за рулем, так и переутомленный или раздраженный родитель не должен воспитывать ребенка. Ведь ребенок, как в открытой книге, читает все чувства матери в ее взгляде, и там он может увидеть не только: «Все хорошо, я люблю тебя!», но и: «Уйди и не мешай». Слабость родителя ребенок воспринимает как угрозу собственному благополучию и, как следствие, начинает хуже себя вести. Улыбка в глазах матери – главное условие формирования позитивной самооценки у ребенка. Именно благодаря этой улыбке ребенок получает подтверждение своей ценности. Много раз на дню ребенку понадобится молчаливая поддержка, которую мы передаем взглядом, полным любви и понимания, – и тем чаще, чем тяжелее его состояние. Некоторым детям он нужен буквально каждые две минуты и при этом каждый день. Если в семью пришел ребенок, ему на адаптацию надо года два. Выдержать два года такой нагрузки практически не возможно. Приемному родителю нужно особенно много энергии. Откуда взять столько сил самим родителям?

Ясно, что таким семьям необходима серьезная поддержка. В связи с этим нужно говорить о необходимости позитивной дискриминации приемных семей, то есть о предоставлении им более широкого доступа к благам. Именно для таких семей, в первую очередь, необходима комплексная программа государственной поддержки.

Наиболее остро стоит проблема выходных, отпусков и больничных. Сегодня правительство предлагает для детей-сирот бесплатные путевки в оздоровительные лагеря на время каникул. Но поездка в любой лагерь приводит к регрессу в отношениях с семьей. Для решения этого вопроса необходимо организовывать регулярный семейный отдых в санаториях, домах отдыха и специализированных психологических семейных лагерях.

Бывают случаи, когда в приемной семье мама вдруг тяжело заболела, ей нужно на какое-то время в больницу, что с этим ребенком должно происходить? куда он должен деваться? На сегодняшний день есть только один вариант – учреждение. А это опять приводит к регрессу в развитии привязанности.

Решением проблемы в данном случае может стать создание отлаженной системы временной передачи функций по воспитанию детей от одной замещающей семьи другой. И эта семья должна быть особым образом подготовлена и ориентирована на укрепление привязанности ребенка к постоянной приемной семье. Подобная модель, предоставляющая приемным родителям возможность отпуска и больничного, существует в США и странах Европы. В этих странах существует такая услуга, когда родитель, воспитывающий приемного ребенка, обязательно должен иметь суточный перерыв раз в месяц, то есть день, полностью посвященный самому себе. Родитель может пойти в кино, театр, и в это время с ребенком остаются специалисты или он находится в специально обученной временной семье. Также  родителям предоставляется отпуск, и они имеют возможность отдохнуть, чтобы с новыми силами продолжить воспитание.

Наблюдения за воспитанием детей с нарушенной привязанностью в приемных семьях, показали, что среди приемных детей много детей чрезвычайно сложных. Сталкиваясь с такими детьми, даже при наличии хорошего сопровождения, принимающие семьи не всегда справляются с ситуацией. В этих случаях некоторые семьи возвращают детей в учреждения, а некоторые родители начинают болеть.  И оба варианта приводят к возврату детей в учреждение, к вторичному сиротству.

С целью предотвращения вторичного сиротства, по мнению автора необходимо организовывать семейные психологические лагеря и дневные стационары для детей из кризисных семей. Это позволит лучше понять причины кризиса, и разработать пути его преодоления  не отрывая ребенка от семьи. Кроме того, необходимо готовить специальные, способные работать на чужую привязанность, принимающие семьи для кратковременного (от нескольких часов до нескольких недель) приема детей из кризисных принимающих семей. Эти меры дадут семье возможность перевести дух и накопить силы для продолжения воспитания, помогут предотвратить вторичное сиротство в стране.

Список литературы:

  • Карл Хайнц Бриш Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М.: «Теревинф», 2015. – 208 с.
  • Нэнси Томас Когда любви недостаточно. Руководство по воспитанию детей-сирот с реактивным нарушением привязанности. – М.: МАКС Пресс, 2012. -176 с.
  • Пичугина (Капилина) М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
  • Семейное воспитание детей, лишенных достаточной родительской заботы. 2004-2015. Опыт сотрудничества Центра «Дом милосердия». – СПб.: «Полет», 2014 – 192 с.
  • Семейное устройство в Роcсии М.: ООО «РПФ НИК», 2014. — 262 стр. Серия «В фокусе: ребенок-родитель-специалист».
  • Семейное устройство в Роcсии М.: ООО «РПФ НИК», 2014. — 262 стр. Серия «В фокусе: ребенок-родитель-специалист», Издательский проект программы «Семья и дети» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Данное пособие