Для специалистов. Предварительное интервью с кандидатами в замещающие семьи. Опыт проведения, результаты

Зобова Н.М., социальный педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, приемная мама;

Солодовникова О.В., социальный педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, приемная мама

Сотрудники отдела по подготовке замещающих семей ГБУ РЦСУ города Москвы на стадии предварительной работы с кандидатами проводят первичное интервью для прояснения темы обращения в ШПР.

В основе предварительного интервью лежит универсальная пятишаговая модель психологического интервью (Абрамова Г.С., 1996).

Предварительное (первичное) интервью помогает специалистам решить следующие задачи:

1) познакомиться с семьей перед началом работы группы подготовки, прояснить ее запрос;

2) получить первоначальное представление о семейной ситуации, ресурсах и рисках;

3) познакомить семью с возможностями учреждения, условиями и правилами подготовки;

4) настроить участников на активную работу в группе подготовки;

5) сформулировать первоначальные гипотезы о наличии у семьи необходимых мотивов и ресурсов.

Взаимодействие с кандидатами идет в форме беседы, с помощью вопросов, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности семьи на предмет усыновления или оформления ребенка под опеку.

1 часть интервью. «Мы интересны друг другу»

Начинаем интервью с представления сотрудников, которые будут беседовать с кандидатами, краткого рассказа об учреждении, отделе подготовки. Записываем данные о кандидатах (фамилию, возраст, телефон, где живут, с кем, семейное положение), очерчиваем примерный круг вопросов, которые можем обсуждать на этапе «знакомства» (семья, дом, дети, родственники, друзья, график работы). В ходе беседы на общие темы, как правило, уходит первоначальное напряжение, появляется интерес и чувство, что «мы интересны друг другу». Бывает, что отношения с кандидатами не складываются: кто-то из членов семьи напряжен, неразговорчив, с трудом отвечает на поставленные вопросы или агрессивен. В таком случае специалисты предлагают перенести разговор на другой раз, так как результативность встречи зависит не только от сотрудников отдела, но и от кандидатов в замещающие семьи.

2. «В чем проблема?»

После того, как кандидаты почувствовали себя в доброжелательной обстановке, говорим о причинах обращения в ШПР. Это может быть уход взрослых детей из семьи или бездетность, одиночество, развод, желание сохранить семью, безбрачие, болезни, потеря родных. На этом этапе у специалистов службы могут возникнуть предположения о существовании неосознанных или скрываемых мотивов.

3. «Чего вы хотите добиться? Каков идеальный результат?»

Очень важно услышать от кандидатов описание идеальной картины семьи после прихода в нее ребенка, каков, на их взгляд, будет положительный результат? В ходе этой части интервью выясняется запрос семьи: какого ребенка ходят взять (возраст, пол, здоровье, национальность, наличие кровных родственников), на какую форму устройства.

4. «Что еще мы можем сделать?»

В следующей части хорошо было бы узнать, что семья знает об особенностях детей-сирот, был ли опыт общения с ними? В ходе обсуждения можно обозначить основные риски семьи: «Какова загруженность на работе(график)? Готовы ли Вы оставить работу? Кто будет Вам помогать? Все ли члены семьи согласны с Вашим решением? Как давно Вы задумались о возможности воспитывать ребенка-сироту? Какие еще варианты помощи детям-сиротам для них могут быть интересны?» Для ведущих важно обратить внимание на готовность кандидатов проявлять гибкость в суждениях, способность размышлять, искать наиболее приемлемое решение. «Хотим больше узнать о теме! Будем взвешивать свои силы! Примем окончательное решение в конце занятий!» – такие высказывания кандидатов могут свидетельствовать об их серьезном отношении к проблеме.

5. «Вы будете это делать?»

Встреча оканчивается обсуждением правил прохождения подготовки, графика проведения занятий, собеседований, возможности посещения-обследования семьи специалистами, выполнения домашних заданий. Оговариваются условия совместной работы, подписывается договор.

На всех стадиях интервью беседа ведется в спокойном, доверительном тоне, ведущий готов следовать за клиентом, побуждая его на динамичное взаимодействие, следит за тем, чтобы человек понимал логику беседы, не терял активности и интереса. Ведущий старается не использовать научных терминов, оценочных замечаний. Специалисты учитывают и индивидуальные (образовательные, культурные, социальные, возрастные) особенности кандидатов в приемные родители. Предварительное интервью носит характер непринужденной беседы, его участники в атмосфере доброжелательности и участия свободно обмениваются информацией по теме обращения.

В результате интервью специалисты составляют общее впечатление о каждом кандидате, супружеской паре, семье в целом. Вся информация о кандидатах и его семье, а также впечатления, наблюдения, мысли, гипотезы, выдвинутые специалистами, фиксируются в электронной базе данных. К ней обращаются психологи при формировании группы подготовки (тренинга).

В учреждении для проведения предварительного (первичного) интервью с кандидатами используется отдельный кабинет с приглушенным освещением, с диваном и двумя креслами, разделенными журнальным столиком,. Проводят интервью два специалиста отдела, социальные педагоги или психологи. На него может быть приглашена супружеская пара или одинокий человек, при беседе по желанию кандидатов могут присутствовать близкие им люди.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Интервью как основной метод психологического консультирования/ Введение в практическую психологию. М.,1996.

2. Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б. Системный подход к психологии семьи. Методические материалы для специалистов сферы семейного устройства. М., НП Независимый Институт семьи и демографии, 2009.

3. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.,Когито-Центр, 2011.

4. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей / Е.В. Бухман, Н.А. Соколова, М.Ф. Терновская (описание работы службы). М., АНО Центр «Про-мама», 2013.