Вита Мнацаканян “Природа и самодиагностика Синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)” (часть 2)

Итак, из предыдущей статьи мы узнали, что синдром эмоционального выгорания – защитный механизм нашей психики, регулирующий «перегруз» от чужих эмоций и спасающий специалиста помогающей профессии от разрушений.

Так же, стало понятно, что СЭВ наступает не сразу, и благодаря классификации фаз Маслач-Бойко, его приход можно отследить. А симптомы, сопутствующие СЭВ, такие как самообвинения и обвинения других – в норме на последних фазах СЭВ и сигналят нам о приближении полного выгорания.

Теперь о причинах. Их можно условно разделить на объективные и субъективные.

  1. Объективные причины те, которые относятся к природе человека в целом. И здесь мы говорим о:

  • функциональном защитном механизме СЭВ

  • эмпатии, как основном инструменте профессии «человек-человек».

  • и о физиологической основе эмпатии – зеркальных нейронах

  1. Субъективные относятся к индивидуальному выбору человека помогающей профессии, или, иными словами «спасателя». В ходе его деятельности, направленной в первую очередь на нужды и потребности других людей, могут возникнуть некоторые нарушения в собственных ритмах, такие как:

  • нарушение балансов:

– давать-брать

– эмоциональный обмен.

– время для себя и других.

  • нарушение психологических границ.

Причины связаны между собой, обусловлены тенденцией структуры характера и выравниваются через осознанность и кропотливую работу.

  1. Объективные причины появления СЭВ.

О функциональном защитном механизме СЭВ мы уже говорили. Сейчас поподробнее от чего он защищает.

Синдром эмоционального выгорания чаще всего встречается в областях человек-человек.

Почему?

Мы сопереживаем собеседнику, его эмоциям и чувствам, проявляем эмпатию.

Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека, понимание его эмоционального состояния посредством сопереживания, проникновение в его субъективный мир. Эмпатия дает человеку принятие и безопасность – а вы помните, что безопасность — это базовый уровень пирамиды Маслоу, без безопасности невозможно ничего построить. Поэтому без способности к эмпатии, профессии типа «человек-человек» вообще противопоказаны.

У эмпатии есть физиологическая основа – недавно открытые зеркальные нейроны. Они находятся в коре головного мозга и обеспечивают нашу способность понимать другого человека без слов.

Как работают зеркальные нейроны? Когда человек наблюдает за действиями или эмоциями другого человека, у него активизируются те самые клетки мозга, что и у человека, который лично делает что-то или ощущает что-то. То есть, по сути, один человек, благодаря зеркальным нейронам, «читает» мозг другого человека.

В чем это выражается?

Например, мы улыбаемся в ответ, зеваем вместе с кем-то, сжимаем кулаки, если видим драку. Это происходит так быстро, что мы не успеваем это осознать.

Вы можете прочитать об этом в книге Иоахима Бауэра “Почему я чувствую то, что чувствуешь ты». Автор раскрывается то, как все люди между собой связаны невидимыми нитями – нейробиологическими зеркальными системами отображения. Каждый человек непроизвольно имитирует, «отзеркаливает» поведение и эмоции других людей. Автор отмечает, что дети в возрасте до 3 лет, не способны сдерживать отзеркаливание, они учатся, впитывая поведение и эмоции других людей. С возрастом человек становится способным сдерживать «отзеркаливание». Но, такая способность усиливается даже у взрослых, когда смотрящий видит сильные переживания другого человека, и когда в его личном опыте, есть близкий и знакомый материал.

Т.е. можно сказать, что на уровне физиологии специалисты помогающих профессий испытывают то же, о чем рассказывают им их клиенты.

Но! В профессиях «человек-человек», «отзеркаливание» это еще и профессиональный инструмент, дающий возможность лучше понять другого человека.

У психологов даже есть такое понятие «отзеркалить» по:

– позе

– мимике

– дыханию

– движению

– голосу

Т.е. можно сказать, что мы «сеуперзеркальщики» других людей.

А теперь, внимание, вопрос:

– С какими чувствами приходится встречаться специалисту в сфере помощи другим людям (клиентами)?

Ответ:

– Люди (клиенты), с которыми приходится встречаться, часто бывают в самых разных эмоциональных состояниях. Они приходят поделиться событиями своей жизни. Они горюют и отчаиваются, плачут и пребывают в гневе и т.д.

Вопрос:

– Когда клиент уходит, с чем остается помогающий специалист? Со своими чувствами, эмоциями, историями? Или с чувствами, эмоциями, историями и даже телесными проявлениями своего клиента?

Ответ не ясен, и зависит от степени осведомленности и проработанности специалиста.

Этот механизм работает не только в нашей сфере, но для нас важно, что клиент приходит к нам в сильных эмоциональных состояниях – а это основа активизации зеркальных нейронов. Именно поэтому мы зачастую присваиваем его сильные чувства.

Что делать? Об этом в следующей статье. А пока, для нашего общего успокоения, – открыты «анти зеркальные нейроны»)).

  1. Субъективные причины появления СЭВ. Они же «Нарушения».

Теперь о нас, любимых, людях, которые выбрали в жизни помогать другим.

И все-таки, зачем мы выбираем реальность, в которой много сильных и губительных для нас чувств и эмоций других людей? Почему мы становимся, как сейчас принято говорить «спасателями», готовыми по первому зову бежит помогать другим, забывая о себе и игнорируя свои потребности и чувства?

Выбранные нами тенденции такой жизненной стратегии лежат глубоко в детстве, как правило, на этапе «потребностей», от 0 до 1 года. Они являются защитой от фрустрации мира, когда для собственного благополучия и выживания мы выбираем делать что-то хорошее для близкого окружения. Столь ранние, еще невербальные защиты, трудно осознаются, тяжело меняются и, в большой степени, являются судьбой человека.

Но, даже осознавая в себе такой паттерн контакта с миром, мы не научены жить по-другому. И проломив одну защиту, которая называется «помощь вопреки всему», и, не приобретя другую, более зрелую, мы рискуем попасть в травму и остаться «без себя».

Поэтому согласимся пока на некоторые нарушения, которые могут случиться вследствие нашей безудержной помощи другим людям.

    1. Нарушения балансов.

Баланс — это состояние равновесия, естественный закон, при котором сколько получено, столько и должно быть отдано. О балансе много говорит Берт Хеллингер в «Порядках любви». Этот закон очевиден, когда мы дышим – сколько вдохнул – столько выдохнул. Нужное (кислород) усвоил, ненужное (углекислый газ) – выдохнул. В питании закон баланса тоже явен – переел – поправился; недоел витаминов – проблемы со здоровьем; съел вредное – отравился.

Можно продолжать список, но сейчас мы понимаем про то, что происходит в сфере помощи другим людям. Мы, помогающие специалисты, ради помощи другим иногда забываем про себя, про свои потребности и желания. И за этим следует нарушение, как минимум, трех видов баланса:

баланс между давать и брать (отдаем, тем, кто нуждается, не дополучая сами, иногда это бывает следствием отсутствия положительного результата от работы, либо отсроченного результата).

– эмоциональный баланс (отдаем все самое позитивное, радуемся невозможному, поддерживаем позитивный контакт и т.д., а получаем уныние, тоску, страх, ярость и другие, так называемые «неприличные» чувства и эмоции, наших клиентов).

баланс между временем для себя и временем для других (в силу грандиозности взятой на себя ответственности за других людей, не остается времени и места для себя).

    1. Нарушение психологических границ.

Психологические границы что это?

Их называют «невидимой гранью», барьером между «Я» и «не Я».

И когда мы говорим о нарушении балансов, мы, отчасти говорим о нарушении психологических границ. Но только отчасти, потому что осознанный выбор, т.е. тот, на который я иду сознательно, понимая, зачем мне это нужно, может расширить понятие о балансах. А основные вопросы, связанные с психологическими границами, сущностные:

1. «Кто я?»

2. «Что я?»

3. «Где я?»

4. «Куда я?»

5. «Зачем я?»

Продолжение следует…