Наталья Терещенко “Контейнирование: Как справляться с сильными эмоциями?”

На пути восстановления своего физического и психического здоровья необходимо научиться справляться с чрезмерными всплесками возбуждения, то есть сильными эмоциями и аффектами без подавления их и выплескивания вовне. Этот процесс называется “контейнирование аффектов”. Если мы подавляем в себе сильное переживание, получаем болезнь, а если выплескиваем на окружающих – то теряем хорошие отношения и близких людей.
В социальном мире очень важно удерживать в себе сильные переживания без захлестывания и захваченности ими, то есть контейнировать эти переживания. Когда вы можете справиться с возбуждением и аффектом без привлечения дополнительных ресурсов – это здоровая нормальная ситуация.
Маленький ребенок учится овладевать своим возбуждением и своими импульсами постепенно. Сначала учится проситься на горшок и немного терпеть, а не сразу писать в памперс. Потом терпеть приходится подольше, например, во время занятий в садике. Так же происходит и с другими желаниями. Он понимает, что, если разозлился, то папу, например, можно ударить хотя бы в игровой форме, а маму нельзя. Надо подбирать слова и защищать свои границы устно. Таким образом, постепенно дети формируют внутренний контейнер для своих аффектов, своего возбуждения. И если у ребенка достаточно поддержки, а границы близких людей достаточно прочны, то он со временем научится справляться практически с любым уровнем своего возбуждения или находить поддержку извне, если возбуждение слишком сильно. А потом обязательно будет наступать естественное расслабление и отдых, когда можно выдохнуть и набраться сил для дальнейшего экспериментирования, роста и взросления.
Расскажу подробнее про “контейнер для эмоций”. Наши мышцы реагируют абсолютно на любую мысль или эмоцию. Мы напрягаемся всем телом или какой-то его частью в ответ на любое воздействие извне. В примере выше ребенок учится напрягать сфинктеры и мышцы вокруг них, когда нужно дотерпеть до туалета. Таким образом, его тело и, прежде всего, мышцы становятся вместилищем излишнего напряжения и возбуждения. Чтобы не показать начальнику, что мы на самом деле чувствуем, мы весь спектр аффектов (возмущение, злость, обиду, вину или стыд) помещаем в тело и удерживаем там. Говорят «внутри все кипит, а снаружи ни один мускул не дрогнул». Если, выйдя из кабинета начальника, вы обратите внимание на свои ощущения, вы сможете заметить, что напряжены так, как будто держали балку, которая могла упасть на голову. Так вот, насколько этот контейнер ёмкий и сколько человек может в свое тело поместить возбуждения не будучи захвачен, поглощен аффектом, настолько он устойчив. Мы иногда говорим: «Меня накрыло». Это значит, что возбуждение в нервной системе выше, чем мы можем выдержать. И в этот момент велик шанс, что мы, будучи поглощены этой эмоцией, наделаем глупостей, поссоримся с важными людьми, примем неверное решение. Наша задача – замечать свои эмоции, переживать их, но не позволять им захлестнуть нас. Важно, чтобы в каждый момент оставалась часть психики, не захваченная этим чувством, а как бы наблюдающая со стороны.
Если же в родительской семье границы были размыты, возбуждение ребенка уходило сразу во внешнюю среду, он не получал достаточной обратной связи. Например, он мог истерить и бить маму/бабушку и не получал в этом ограничения, не чувствовал опоры, о которую можно биться и останавливаться. В итоге у него не сформировался навык самому выдерживать свое возбуждение. Тут очень важно, чтобы степень напряжения, с которой сталкивается ребенок, была адекватна его возможностям с этим напряжением справляться. Важно, чтобы задача была трудной, но решаемой. Обычно в такой дисфункциональной, я бы сказала, зависимой семье этому малышу может «прилететь» в любой момент мамин аффект, и он не будет знать, что с ним делать. У него не будет достаточно ресурсов, чтобы контейнировать этот аффект. И ребенок, которому “прилетает” от других членов семьи, обычно одновременно живет с требованием “быть правильным”, сильным, “не распускать нюни”. Поэтому он будет пытаться все аффекты удерживать в себе. А мы помним, что резервуара и буфера для такого удерживания у ребенка почти нет. И помимо обычных психологических сложностей, прежде всего, пограничнго и нарциссического плана, мы здесь можем получить серьезные соматические нарушения и срыв вегетативной регуляции. В этом случае, кроме психологической работы, направленной на построение границ, отделение себя от родителей и других людей, выделение себя из системы, работы со стыдом, нужна работа по восстановлению чувствительности тела и по выработке здоровых способов справляться с возбуждением. Практически нужно формировать и тренировать способность к контейнированию. Иначе энергия возбуждения будет ходить “старыми тропами”, быстро приводя к сливу через привычные симптомы.
Симптомы формируются следующим образом. Возбуждение циркулирует по нервным волокнам, эмоция «захлестывает». Этому еще способствует скорость и неожиданность, с которой ребенок оказывается вовлечен в какое-то переживание. Это возбуждение в подкорковых структурах, в лимбической системе моментально захватывает гипоталамус и через задние ядра запускает активацию вегетативной нервной системы. И одновременно через гуморальное звено стимулирует выброс адреналина и других гормонов и медиаторов стресса. В итоге у ребенка резко, например, начинает болеть живот. Мама, будучи до этого уже в аффекте и истерике, тут же реагирует на «болезнь» ребенка. В ней включается спасатель. Сразу нашлось, куда в системе слить напряжение, ребенок получил симптом, который помогает маме не сойти с ума, и направить своё повышенное возбуждение в «полезное» русло. Постепенно простой симптом, свидетельствующий всего лишь о повышенной перистальтике кишечника, закрепляется и может приводить уже к более серьезным заболеваниям. Так и формируются те болезни, которые самым простым и очевидным образом регулируются вегетативной нервной системой: повышение и понижение артериального давления, вегето-сосудистая дистония, различные проблемы с кишечником (поносы, запоры, дисбактериозы), дискинезии желчевыводящих протоков, панкреатиты, язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, рефлюкс – эзофагиты, головные боли, головокружения и т д . Есть безусловно и другие механизмы формирования психосоматических заболеваний. Но здесь я описала тот, что связан с возбуждением в нервной системе и контейнированием этого возбуждения. И считаю, что развивать способность тела выдерживать напряжение в любом возрасте – это очень важная часть лечения соматических заболеваний и/или их профилактики.

Оригинал