Кувшин эмоций

Замечательный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей статье «О причинах эмоций. „Кувшин“ эмоций» дает научное обоснование причинам разрушительных эмоций, компактно укладывая их в яркую и хорошо запоминающуюся метафору «кувшина». Эта схема помогает понять механизм негативного поведения и обычного ребёнка, и ребёнка с особенностями психофизического развития. Я предлагаю вам опуститься внутрь этого «кувшина», чтобы попытаться понять, почувствовать, что переживает особенный ребенок, находясь в нашем обществе.

image

Итак, опускаемся на дно эмоционального кувшина.(IV уровень). Его образует чувство самоценности (в терминологии В.Сатир). Это самая главная «драгоценность», данная нам от природы — ощущение энергии жизни: «Я есмь!» или «Это Я, Господи!». Вместе с базисными стремлениями («Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!») оно образует первоначальное ощущение себя — чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!

Находясь в холодных условиях нашего социума, особенный ребёнок теряет самое важное — чувство самоценности!
Первое, что теряет ребенок — это возможность удовлетворения потребностей, связанных с жизнью в обществе (ΙΙΙ уровень эмоционального кувшина). Речь идет об удовлетворении таких витальных потребностей, как потребность в любви, понимании, признании, уважении. Ю.Б.Гиппенрейтер пишет по этому поводу: «Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, так и не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену».
Если хотя бы одна из указанных потребностей (в любви, понимании, признании, уважении) остается неудовлетворенной, возникает боль, обида, страх, досада (ΙΙ слой «кувшина»). Все эти чувства — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Чаще всего ребенок не может напрямую сказать о своих страданиях, о том, чего он хочет. Чаще всего, чтобы сообщить нам об этом, он прибегает к использованию различных защитных механизмов и сопровождающих их разрушительных эмоций.
Это то, что выходит на поверхность, то, что непосредственно видимо и наблюдаемо нами (Ι уровень): гнев, злоба, агрессия (защитные механизмы по типу поведенческих отклонений), а также защитные механизмы депрессивного и аутистического типа реагирования.
Бессмысленно бороться с неадекватными поведенческими реакциями ребенка, пока мы не вернем ему чувство самоценности, пока мы не предоставим ему шанса реабилитировать себя, стать самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Источник