Адаптация приемного ребенка в семье 

Семья представляет собой динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. Появление в структуре любого дополнительного элемента, в данном случае – приемного ребенка, вносит в ее функционирование существенные изменения. Эти изменения, как показывает опыт, касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями. Чтобы данная ситуация еще более не усугублялась неудачами в воспитании ребенка, желательно выполнять следующие правила.

Во-первых, разумно организовать жизненное пространство приемного ребенка, продумать целесообразный возрасту режим дня, позволяющий своевременно переключать внимание ребенка с одного вида занятий на другой, чередовать их.

Во-вторых, рационально выстраивать отношения приемного ребенка вначале в замещающей семье с родителями, а затем с родственниками, соседями, другими детьми, не перегружая общением и не изолируя ребенка. Личный опыт позволяет говорить о желательной системе отношений с социумом, микросредой по принципу концентрических кругов.

В-третьих, подкреплять первые впечатления ребенка от проживания в замещающей семье педагогически целесообразным сочетанием ситуаций успеха с положительными и отрицательными эмоциями.

В-четвертых, помогать адаптации ребенка за счет семейного обучения и стимулирования первоначального самообучения элементарным жизненным умениям и навыкам.

Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц»)

После знакомства и первых встреч ребенка с потенциальными приемными родителями он отправляется в гости в семью. На этом этапе и начинается процесс адаптации. Гостевой режим – удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и приемными родителями, которая предполагает огромную ответственность. Отчасти поэтому для первого периода характерно то, что можно условно назвать «медовым месяцем» во взаимоотношениях между ребенком и семьей. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, также пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых. Бережное отношение к ребенку и сдержанность чувств к нему – необходимые характеристики этого этапа. Важно помнить, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает в приют или детский дом – на «нейтральную территорию», а когда приходит в приемную семью и в его представлении происходит «сожжение мостов». Ребенок может чувствовать себя виноватым в том, что произошло с его кровной семьей, и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств или благодарности. На данном этапе ребенку не до конца понятна его роль и положение в приемной семье, что может дополнительно тревожить его.

Что должен знать ребенок (в соответствии с возрастом и уровнем понимания):

• как называть приемных родителей;
• почему он находится здесь и на какой период времени;
• где он будет спать, есть, играть, делать уроки и т.п.;
• правила семьи и распорядок жизни семьи;
• кто является членами семьи;
• какие существуют семейные традиции, ритуалы;
• кто будет принимать решения (вместо него и для него);
• кого и о чем можно просить;
• взаимоотношения с биологической семьей.

Представьте себе детей, для которых ваш дом и установленные в нем порядки являются чужими. Для них адаптация к новым условиям будет более сложной, чем для членов семьи приемных родителей, ведь эти дети часто приходят из семей, где позитивные обычаи, традиции и правила поведения попросту отсутствовали. Это дети из неблагополучных семей. Иногда их поведение будет вызывать у приемных родителей негативные эмоции или попросту ставить в тупик. В этот период очень важно не заставлять ребенка сразу менять привычный для него образ жизни, в полном объеме выполнять все действующие в семье правила. Переход в приемную семью является серьезным стрессом для ребенка, и чрезмерное давление на него может привести к тому, что он не справится с происходящими в его жизни переменами.

Приемным родителям на этом этапе необходимо:

• собрать всю доступную информацию о том, как ребенок жил до того, как попал к ним;
• изучить распорядок дня, традиции, привычки ребенка;
• уважительно относиться к тому, что довелось пережить ребенку;
• не перегружать ребенка чрезмерными требованиями;
• постараться создать для ребенка максимально комфортную
атмосферу;
• не отвергать позитивный опыт, накопленный ребенком в общении с биологическими родителями и воспитателями детского дома или приюта;
• помочь ребенку понять требования к нему со стороны семьи и правила поведения в ней;
• настаивать на незамедлительном изменении только тех моделей поведения, которые подвергают опасности остальных членов приемной семьи или самого ребенка;
• помнить, что прежде чем что-то изменится, должно пройти время;
• стараться вовлечь в процесс приспособления ребенка к семейному укладу всех членов семьи.

Будучи приемными родителями, вы должны быть готовы:

• спокойно воспринимать перемены;
• помочь ребенку адаптироваться к переменам;
• не избегать обсуждения неудобных вопросов, касающихся сексуальности, насилия или плохого поведения;
• входить в состав ассоциаций приемных родителей, участвовать в работе клубов приемных родителей;
• активно изыскивать возможности получения необходимой помощи для детей в вопросах образования, охраны физического и психического здоровья;
• понимать, что при всей важности оказания помощи в период адаптации она не всегда может быть предоставлена.

Второй этап адаптации ребенка («Вживание»)

Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множеством причин, совокупно действующих в этом периоде. Взрослым следует обрадоваться этим изменениям, так как они показывают, что семья находится на правильном пути.

Причины ухудшения поведения ребенка.

1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Эмоциональность ребенка на начальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Таким образом, ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует специалистов, и обученных приемных родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как предполагал, могут не понравиться окружающим.

Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает понять, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье – разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят, даже если…».

Следует также обратить внимание на то, что ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям, что в свою очередь позволяет ему выживать в трудных условиях. Однако в следующем периоде, когда ребенку предоставляется возможность реабилитироваться – восстановить свое нарушенное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача может быть сформулирована как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения отчасти могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию раствориться в окружающем, попытаться понять потребности личности ребенка и смягчить гипертрофированные черты его характера.

В раскрепощённом, более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться как в приемной семье, так и в новом школьном коллективе, что в конечном итоге создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.

Появление доверия по отношению к родителю – очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.

Возможные ошибки взрослых:

• ожидание благодарности от ребенка. Необходимо понимать, что, во-первых, ребенок не обязан благодарить вас. А во-вторых, дети все-таки благо¬дарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить – один из предметов обучения в приемной семье;
• приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования взрослого, он просто не привык это делать. Его надо научить – так же, как мы учим младших детей;
• ожидание успешного обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами, а также учитывать, что в период адаптации все силы ребенка направлены на то, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни.
3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье.
Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.
4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.
Приемных родителей может беспокоить поведение и эмоциональное состояние ребенка непосредственно до и после встречи с биологическими родителями. Необходимо помочь ребенку отреагировать и высказать свои чувства, справиться с эмоциями и поведением.
5. Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.
Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. На данном этапе качес¬тво жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внима¬ние к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт.

Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни – небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Необходимо помнить о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка, которая продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном их отношении к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Замещающие родители должны поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.
Замещающие родители должны поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.

Кризисный этап необходим принимающей семье, поскольку:

• он выявляет для взрослых проблемы ребенка, взрослые лучше понимают ребенка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
• невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, этому препятствуют эмоциональные проблемы;
• пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи;
• ребенок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не отправят обратно в детский дом или приют, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
• снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребенка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
• полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений.

Третий этап адаптации ребенка («Равновесие»)

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы ребенка. Когда ребенок сталкивается с трудностями, взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. Они уже не предъявляют ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении взрослые своими силами или с помощью специалистов ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления. Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них задумываются о возможности принять в семью еще одного приемного ребенка.

Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме. Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи в целом. На этом этапе уже можно судить об эффективности замещающей семьи.