Денис Андрющенко “Родители, не вините себя!”

Сейчас стало модно во всех проблемах детей винить родителей, которые обязательно делали что-то не так. Тем не менее, такая однобокость нереалистична. Есть особенности индивидуальности, которые носят врожденный характер и не являются следствием каких-то “ошибок воспитания”. Еще в 50-тых годах 20 века американские психологи А. Томас и С. Чесс провели масштабное, хорошо организованное длительное исследование темперамента детей. В результате многолетней работы они ясно показали, что существуют проблемы, которые возникают совсем не по вине родителей. Рассмотрим, какие это особенности:

1) Активность – уровень двигательной активности.
Вялость, или наоборот непоседливость ребенка может быть связана не с тем. что его плохо воспитывают. Не торопитесь винить себя и не торопитесь браться за перевоспитание;
2) Ритмичность, т.е. ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.
Некоторые дети регулярно просят есть, играют и спят примерно в одно и то же время. а некоторые непредсказуемы. Не торопитесь изводить себя виной, а ребенка “режимом” если он хаотично спит и бодрствует, то хочет все время есть, то отказывается от еды. Может стоит поискать практической помощи и поддержки, чтобы кто-то с ним посидел, пока вы отдохнете?
3) Реакция на новые стимулы;
Некоторые дети с первого года жизни панически реагируют на незнакомую еду, игрушки или человека. Не стоит стыдиться и давить на ребенка требуя от него чтобы он был смелее, это только усугубит его страх и стыд. Если не давить, то рано или поздно природной любопытство ребенка победит его застенчивость.
4) Приспособляемость – легкость и быстрота, с которой ребенок может “перестроиться”, т.е. изменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды. Некоторые дети очень долго привыкают к новому месту, новым требованиям и переживают сильный стресс при смене места пребывания, привычной обстановки или появления новых правил, например трудно переключаются от типа воспитания бабушки и тому, как воспитывает мама. Не торопитесь обвинять себя, бабушку или ясли. Некоторым детям просто нужно больше времени и поддержки, чтобы разобраться в ситуации и принять изменения.
5) Интенсивность реакций – уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);
Иногда это невозможно изменить, остается только учитывать, что один ребенок гневлив, истеричен, а к другому нужно внимательно присматриваться, чтобы понять, что он чувствует.
6) Порог реактивности.
Некоторые дети очень чувствительны и им нужно совсем немного, чтобы услышать вас и отреагировать. Громкий голос, яркие манеры или эмоции могут быть для того ребенка слишком сильным стимулом. Но есть дети, которые реагируют только когда вы явно подходите к ним, прикасаетесь или кричите. Не стоит злиться на себя и ребенка, просто сразу переходите к тому уровню контакта и громкости, который ребенок способен услышать.
7) Преобладающее настроение. Далеко не всегда, но все же это может быть врожденной особенностью ребенка. Некоторые дети все время грустные, а другие веселятся и радуются большую часть времени. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и навязчиво искать причину, лучше подумать над тем, что может обрадовать вашего невеселого, капризного и злобного ребенка..
8) Отвлекаемость – возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов. Некоторые дети очень легко отвлекаются от своего желания или состояния, легко забывают все если их отвлечь. Но есть дети, которые надолго застревают в каком-то своем намерении упрямстве или эмоциональном состоянии. Попытки отвлечь их превращаются в раздражающую трату времени. и оборачиваются невероятным упрямством. Не стоит винить себя и ломать ребенка если он застревающий и упрямый. Дело вовсе не вашем воспитании или злом умысле ребенка. Это просто темперамент, так протекают нервные процессы – вязко, долго и очень устойчиво.
9) Усидчивость, настойчивость- склонность относительно долго заниматься чем-либо одним и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий. Эти особенности, если ребенок неусидчив и все бросает очень трудно принять, потому как они могут повлиять на обучение, которое начинают с детьми все раньше и раньше. Если вам трудно удержать ребенка на каком-то виде занятий, не спешите его критиковать и требовать усидчивого поведения. Не спешите критиковать себя. Он может вернется к прерванному занятию, если у него будет возможность пережить огорчение и успокоиться.
Понятно, что отвергая, не обеспечивая должной заботы и любви родители могут усугубить врожденные трудности своего ребенка. Понятно, что внимательность, отзывчивость и любовь родителей могут в некоторой степени скомпенсировать врожденные проблемы ребенка. Но никакое, самое супер-супер грамотное воспитание не может эти проблемы устранить полностью.
Так же если вы у себя самого обнаруживаете перечисленные проблемы не спешите ругать себя от того, что не можете радикально измениться. Некоторые свои особенности стоит просто принимать в расчет в своих намерениях и планах и ничего с ними не делать. Это и есть самопринятие.

Оригинал