Наталья Степина «Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей

Что случилось

Валя учится в третьем классе. Она хорошо усваивает учебный материал, учится на 4 с редкими тройками. У Вали нет проблем с восприятием учителя на уроке, она обычно спокойно сидит на уроке, и учитель на нее не жалуется. По словам мамы, «ад» начинается на переменах. Валя очень активная девочка и хочет общаться со сверстниками. Но как это сделать, она до сих пор не знает. Способы ее общения не привлекают к ней детей, а наоборот отталкивают. Она щипается, задирается, дразнится, толкает и убегает. Понравившегося ей ребенка независимо от пола она может обнять принародно, что для детей 8-9 лет уже выходит за границы представления, что такое стоит делать. В итоге одноклассники стали сначала избегать девочку, потом активно протестовать. А потом, как это бывает иногда у детей, возникли группы, которые начали травить ребенка, затевать драки и совершать негативные поступки по отношению к девочке. Мама пыталась найти помощь, она ходила к учителю с просьбой помочь дочке выстроить отношения с одноклассниками, но учитель устранился, сказав, что его дело учить детей, а как им вести себя на переменах, они сами разберутся. И дело на самом деле кончилось печально — в одной из драк девочке сломали нос, и школа только после этого стала заниматься этой проблемой, ребенка перевели в другой класс. Там обстановка несколько лучше в связи с тем, что учитель больше внимания уделяет ребенку и ее отношениям с одноклассниками.

Как помочь ребенку

У Вали все в порядке с образовательными навыками, у нее проблема с коммуникацией. Это то, что мы называем социальной компетентностью. Иногда дети застревают в способах проявления чувств к другим людям. У Вали скорее детсадовские формы взаимодействия, это четырехлетки могут обняться, поцеловать друг друга, и никто в этом не видит ничего удивительного. Если так себя ведет ребенок в 9 лет, то это вызывает у окружающих удивление, иногда приписывают ребенку бог весть какие мотивы, которых у него нет.

Хочется подчеркнуть, что очень важно держать в поле зрения эту сторону жизни ребенка в школе, потому что общение с ровесниками наполняет школьную жизнь не меньше, чем взаимодействие с учителем и чем сам образовательно-учебный процесс.

Если ребенок не успешен как партнер по общению, если у него нет друзей среди одноклассников, если он плохо принят в коллективе, это часто сказывается на его учебных данных и его школьной жизни в целом. К сожалению, школа не всегда эту воспитательную функцию на себя берет. Бывает позиция учителя, что его дело — давать детям материал, а уж как они между собой общаются, либо пусть сами разберутся, либо пусть семья воспитывает. Это, конечно, ложная позиция, потому что школа — это детский коллектив, и взрослые должны влиять на то, как в этом детском коллективе складывается жизнь.

Ребенку, у которого неуспешные отношения с ровесниками, конечно, очень нужна помощь, в том числе психологическая поддержка. Хорошо, когда рядом есть специалист, который может направить. Также важна и родительская помощь.

Не стоит надеяться на спонтанное появление правильных отношений, родителям стоит объяснять детям, проигрывать с ними ситуации: как подойти познакомиться, как показать человеку, что он тебе понравился, как продемонстрировать, что ты не хочешь сейчас общаться с этим человеком, как вести себя в конфликтной ситуации.

Если говорить о помощи специалистов, в данном случае хорошо работает поведенческая коррекция, когда на занятиях с ребенком проигрываются ситуации из реальной жизни. С младшими детьми их можно проигрывать на примере животных, со старшими брать реальные случаи.

При такой внешней помощи у ребенка гораздо больше шансов наладить отношения с ровесниками.

По материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей».